Betonzavod-oreol.ru

Деньги и бизнес
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как открыть детский театр

Как открыть кукольный театр

Трудно представить жизнь ребенка без кукол и без театрализованных представлений, ведь и то, и другое не только служит средством развлечения, но и развивает растущего человека. По сути, каждая игра ребенка с игрушками представляет собой кукольный театр в миниатюре. Возможно, именно поэтому дети с большим удовольствием посещают представления в профессиональном театре кукол, что дает возможность заработать на театральном бизнесе.

Чтобы основать любой театр, нужны, прежде всего, сцена, актеры и другой персонал, декорации. Если своего помещения нет, то можно выбрать мобильный формат и путешествовать по детским заведениям или снимать залы для гастролей в разных городах. Таким образом, кукольный театр может существовать в двух вариантах: передвижной и стационарный, причем это не взаимоисключающие состояния, так как ничто не мешает театру, имеющему помещение, отправиться на гастроли, или мобильному театру обрести собственную площадь.

Для регистрации театра следует определиться с организационно-правовой формой. Лучше выбрать статус некоммерческой организации, так как некоммерческая организация – это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Театр создается для достижения культурных целей, а плата за билеты просто помогает организации существовать. В качестве некоммерческой организации, к тому же, можно получать дотации государства, а деньги зарабатывать такая форма никак не мешает. Еще один плюс находим в налоговом законодательстве: «В соответствии с п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся в том числе реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности; реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов».

Каким должно быть помещение для кукольного театра? Расположение в центре города – это прекрасный вариант, но необязательный. Главное, чтобы до театра было легко добраться общественным транспортом практически из любой точки города. Желательно, чтобы в зрительном зале могли разместиться примерно 70-80 человек. Если зал будет меньше, работать будет просто невыгодно. Если больше – зрителям будет плохо видно происходящее на сцене. Театру нужен также гардероб, санузел и помещение для хранения реквизита. Стоит позаботиться о пожарной безопасности территории, так как пока Государственный пожарный надзор не даст разрешение, театр работать не будет. К помещениям, в которых размещаются учреждения культуры, предъявляются следующие требования.

  • К зданию должен быть обеспечен свободный подъезд пожарной машины. Противопожарные разрывы между знаниями не должны использоваться для складирования материалов или стоянки автотранспорта.
  • Драпировки, материалы для акустической отделки стен и потолков, сценическое оформление и другие сгораемые конструкции должны быть обработаны огнезащитным составом. По факту обработки должен быть составлен акт. Эту процедуру проводят организации, у которых есть соответствующие лицензии. Стоимость обработки 70-100 рублей за квадратный метр.
  • Входы на чердаки и в подвалы должны быть закрытыми.
  • Все возможные пути эвакуации должны быть свободны, проходы не загромождены.
  • Курение, разведение костров, использование открытого огня на территории театра категорически запрещено.
  • Использование электронагревательных приборов в местах, не согласованных с органами Государственного пожарного надзора, не допускается.
  • Запрещено хранение легковоспламеняющихся жидкостей и других огнеопасных материалов, а также уборка помещений с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
  • Не допускается проведение перепланировки помещений и возведения строений без согласования с Государственным пожарным надзором; утепление помещений сгораемыми материалами; установка перегородок из сгораемых материалов.
  • Количество зрителей не должно превышать число посадочных мест, указанных в техническом паспорте, число артистов на сцене определяется из расчета 0,75 квадратных метра площади на человека.
  • Если вместимость зала более 800 человек, на сцене должен быть установлен противопожарный занавес и песочный затвор с чистым песком. Средняя скорость спускания занавеса должна быть не меньше 0,2 метра в секунду. На планшете сцены должны быть нанесена красная линия, отмечающая границу спуска занавеса. Декорации не должны выступать за линию. Когда спектакль или репетиция окончены, занавес должен немедленно быть опущен.
  • Если вместимость зала менее 800 человек, вместо пожарного занавеса может быть использована дренчерная установка (водяная завеса).
  • Перекрытия в помещениях для хранения декораций должны быть из несгораемых материалов.
  • Во время затемненных сцен проход к эвакуационным выходам должен освещаться световой электродорогой. Все двери и выходы со сцены должны держаться свободными.
  • По окончании спектакля декорации должны быть убраны.
  • Проходы в декорационных складах должны иметь ширину не менее 1,5 метра.
  • Запрещено хранение декораций под лестничными маршами, на чердаках и в подвалах, расположенных под зрительным залом.
  • Средства пожаротушения и оповещения о пожаре должны быть исправны, доступны, освещены в ночное время.
  • Нежелательна установка решеток на окна, но в отдельных случаях по согласованию с органами пожарного надзора допускается использование раздвижных решеток на окнах первого этажа.
  • На видных местах должны висеть план эвакуации и пожарные указатели.

Как видите, подготовить документы для открытия театра не так просто. За создание плана эвакуации придется заплатить, стоимость указательных знаков неприятно удивляет. Деньги нужны на ремонт, закупку мебели, освещение сцены, создание декораций и кукол.

Чтобы поддерживать жизнедеятельность стационарного кукольного театра, в штате должны быть следующие сотрудники: актеры (трех-четырех постоянно работающих актеров хватает), режиссер, сценарист, художник-оформитель, распространитель билетов, уборщик, рабочий сцены. Часто один человек совмещает несколько должностей, например, режиссер пишет пьесы и исполняет роли. Если требуются дополнительные актеры, то они приглашаются за гонорар из других театров. Это позволяет сэкономить на зарплате. Чтобы интерес зрителей сохранялся, кукольный театр должен ставить не меньше пяти спектаклей в сезон.

Билеты в столицах стоят рублей 600-700 рублей, провинциальные спектакли продаются за 300-400 рублей. Больше половины заработка театра тратится на создание новых спектаклей и зарплаты, да еще нужно платить за содержание помещения и рекламу. Преимущество кукольного театра перед обычным в том, что затраты на создание спектакля могут быть значительно меньше, не нужны громоздкие декорации, а на некоторых куклах иногда просто меняют костюмы, что существенно экономит средства. На занавес для игрового театра понадобится 200-300 метров бархата, а для кукольного театра подойдет двухметровый отрез. В среднем новая кукольная постановка стоит порядка 50 тысяч рублей. Затраты на постановку могут окупиться за месяц или два.

На создание одной куклы тратится от 3 до 10 тысяч рублей. Куклы, используемые в спектаклях, могут быть нескольких видов. Те, что управляются снизу, называются верховыми куклами. Актер находится за ширмой и смотрит на куклу снизу.

Перчаточные куклы – это старинный вид, дошедший до нас еще со времен русского народного театра. Такие куклы легко и недорого создавать, но они получаются небольшого размера и подходят для залов, где собирается не больше 40 зрителей.

Тростевые куклы очень распространены в современных русских кукольных театрах. Основой куклы является шток, нижний конец которого находится в руке кукловода, а к верхнему прикреплена шея куклы. Трости для управления руками крепятся к локтям куклы. Тростевая кукла существует уже более двух тысяч лет.

Теневые куклы пришли к нам с востока. В России теневой театр появился в начале XVIII века. Куклы представляют собой плоские фигурки, управляемые с помощью тростей и изготавливаемые, как правило, из шкуры животных.

Кукла-марионетка, управляемая с помощью нитей, наиболее популярна в театрах Европы. Нити закрепляются одним концом на руках, ногах, голове и туловище куклы, а другим концом на ваге, которую держит актер. В театре марионеток ширма ставится таким образом, чтобы актеры находились выше кукол, как бы нависая над ними.

Читать еще:  Как открыть студию рисования

Детские спектакли обычно собирают публику в выходные дни, за день может проходить несколько представлений. В будни можно приглашать на утренние спектакли школы и детские сады, а вечером вести детскую студию актерского мастерства. Кроме того, помещения можно сдавать в субаренду для проведения тренингов и презентаций.

Главная задача театра на стадии стартапа – завоевать известность. Руководители театров отмечают, что больше всего зрителей приводит так называемое «сарафанное» радио, то есть залог успеха – это, прежде всего, хорошие спектакли, которые люди посоветуют своим друзьям и знакомым. Однако и без опытного продажника не обойтись, неважно, работает театр на постоянном месте или существует в мобильном варианте.

Чтобы привлечь зрителей на ваши спектакли, можно использовать разные виды рекламы: Интернет-рекламу, рекламу на телевидении, радио, в печатных СМИ, рекламные щиты, растяжки и т.д. Вот интересная идея для рекламной акции. В теплое время года в парке, где гуляет большое количество человек, можно поставить ширму, на которой должно быть хорошо видно название театра, адрес, телефон, и показывать мини-спектакли, приглашая зрителей на полномасштабные представления. Такое бесплатное шоу понравится и детям, и взрослым, привлечет внимание, о нем люди расскажут свои знакомым, сфотографируют, снимут на видео, выложат в социальные сети, тем самым помогая вам рекламировать театр.

Когда нет средств на театральное помещение, можно начать свое дело с передвижным кукольным театром. Декорации для мобильных представлений должны быть легкими и быстро собираться. Если актеров всего двое, то куклы и ширма поместятся и в легковую машину с просторным багажником.

Передвижной театр путешествует по школам и детским садам, оздоровительным лагерям. Главное в этом бизнесе – наладить контакт с администрацией образовательных учреждений. Как бы хороши ни были спектакли, их просто никто не увидит, если у театра нет хорошего менеджера, который устроит выступления. Обзвонить школы недостаточно для организации сотрудничества, лучше попытаться устроить личные встречи с руководителями организаций или их заместителями и сразу попытаться их заинтересовать. Обычно театры отдают 10 процентов от проданных билетов школе и детскому саду, это стимулирует доброжелательность руководящих работников. Продолжительность спектакля не должна превышать 40 минут, так проще подстроиться под расписание школы. Билеты для школьных преставлений стоят 100-200 рублей. Зрителей собирается в среднем 50-80 человек, не больше. Таким образом, за один спектакль в среднем можно заработать около 8000 тысяч рублей. Чтобы всегда была возможность найти зрителей и площадку для выступления, в репертуаре мобильно театра должны быть разные спектакли для детей дошкольного, младшего школьного возраста и учащихся 5-6 классов, хотя последняя группа реже проявляет интерес к кукольному театру.

Для поднятия престижа театра, обмена опытом, творческого развития театры принимают участие в фестивалях. Благодаря фестивалям театры становятся известны как в профессиональной среде, так и среди зрителей. Фестивали кукольных театров ежегодно проходят в разных уголках нашей страны. К участию приглашаются все желающие, заявка подается за два-три месяца.

Свой бизнес: как открыть частный театр

Считается, что в нашей стране театральный рынок уже насыщен как государственными, так и частными театрами, и у конечного потребителя (в данном случае – зрителя) достаточно широкий выбор относительно этой услуги. Но на самом деле это не так.

В нашей стране частные театры – вещь относительно новая и не вписывающаяся в малый бизнес. Это связано с тем, что театральное искусство, в отличие от, например, кино- и циркового считается некоммерческим проектом, «искусством ради искусства», не приносящим существенной прибыли.

Как ни печально, но уважаемая когда-то профессия антрепренера – владельца или содержателя (а также в некоторых случаях – арендатора) частного театра сейчас незаслуженно забыта. Возможно, именно поэтому начинающие актеры, труппы и даже театральные студии и действительно не приносят своим участникам заслуженного дохода и остаются чем-то на грани хобби и подработки для студентов.

Именно поэтому начинающий предприниматель может небезуспешно попробовать себя на этом уважаемом и интересном поприще. Открытие частного театра может стать увлечением и работой всей жизни, не говоря уже о том, что грамотно организованный частный театр в то же время сможет обеспечить своим актерам и владельцу (антрепренеру) достойное существование и немалые заработки.

Что нужно знать, открывая частный театр?

Конечно, для начала следует определиться с тем, будет ли у вашего театра собственное помещение. Этот вопрос является фундаментальным и ответ на него зависит от многих факторов: например, величины города, стартового капитала, возможности быстрого, компактного и слаженного переезда на гастроли в другие города, и, наконец самой концепции театра – будет он преимущественно стационарным, или же наоборот, «бродячим».

В этом отношении на первом месте стоит, конечно, финансовый вопрос. Найти подходящее и надлежащим образом оборудованное помещение, как правило, очень трудно.

Можно, конечно арендовать его и перестроить по своему усмотрению (разумеется, с согласия арендодателя), однако, во-первых не каждый арендодатель пойдет на такие преобразования – ведь в дальнейшем он, скорее всего, просто не найдет подходящих арендаторов, а демонтаж и неизбежно последующий за ним ремонт обойдется в достаточно крупную сумму; во-вторых же, арендуя и переоборудуя какое-то помещение, вы инвестируете свои средства «в никуда».

Дополнительный источник дохода к вашему бизнесу!

Увлекательный способ онлайн-заработка на трансформационных играх, совместимый с любым бизнесом в сфере услуг. Минимальные вложения, работа из дома. Онлайн-обучение «под ключ» за два дня.

Еще один вариант – постройка собственного помещения или его покупка и переоборудование. В данном случае необходимо точно просчитать – а будет ли это выгодно вообще?

Например, в небольших городах ваши достаточно крупные вложения в недвижимость не окупятся никогда (или по крайней мере, очень долгое время).

В городах-миллионерах (а тем более в Москве) ситуация несколько иная: здесь любое вложение всегда окупится – даже если вам придется продать помещение, оно всегда будет стоить больше, чем затраты на его постройку.

Но в вопросе собственного помещения есть и другой подвох. Его наличие подразумевает некую стационарность самого театра. Подумайте, сможет ли на ваши постановки приходить такое количество людей, которое всегда будет окупать затраты?

«Снарк»: Как создать серьёзный театр для детей

20 ноября 2013 в 10:57

Снарк — герой поэмы Льюиса Кэрролла. Таинственное существо, которое все ищут и хотят. По словам Алесина, театр — тот же Снарк. Он может быть любым, и в этом его магия и притягательность. Юрий не боится ставить спектакли на серьёзные темы, поскольку уверен: театральными средствами можно легко объяснить даже задачу по математике.

За неполных два года в его репертуаре появилось пять спектаклей. В труппе работают пять актёров и четыре музыканта, бизнесу активно помогает жена. Проект пока не приносит большой прибыли, но Алесин надеется со временем вывести его на международный уровень.

Сфера бизнеса
Дата запуска
Бюджет на запуск

Основатель театра «Снарк»

Как начинал

Я учился в ГИТИСе — сначала на актёрском отделении, потом на режиссёрском. До открытия собственного бизнеса пытался реализовать себя в государственном театре, но были сложности: режиссёров в Москве очень много, постановки расписаны на несколько лет вперед. Чёткой и понятной системы трудоустройства для театрального режиссёра не существует — это очень медленный и мучительный процесс. Но в чём нет недостатка у выпускника ГИТИСа, так это в связях. Он знает театральных продюсеров, артистов, людей, которые отвечают за свет и звук. Так создавать что-то своё намного проще.

В 2009 году я сделал первый театральный проект совместно с Олегом Клениным — детский театр «Будильник», ориентированный на большой зал. Мы поставили спектакль «У ковчега в восемь». Я был режиссёром, а Олег — продюсером. Мы работали вместе до 2012 года, но потом возникли расхождения: я считал, что независимый проект сможет выжить только в том случае, если это камерный театр для аудитории в 30-50 человек.

Читать еще:  Открыть ремонт обуви и изготовление ключей

Мы переделали сказку «Курочка Ряба»: действие происходило в космической лаборатории, где курочка и мышка — экспериментальные объекты, дед — учёный,
а бабка — робот

Олег же был уверен, что нужно прорываться на большие площадки на 100-150 человек. Так мы и разошлись. Теперь я работаю в сегменте камерного театра, а тот единственный спектакль «Будильника» идёт на большой сцене.

Деньги на старт мне одолжил брат. Мы тогда все работали за идею, и средства уходили только на покупку материалов. В труппу я взял в основном актёров, с которыми учился в университете. Так сложилось, что у меня по жизни много друзей-музыкантов, поэтому проблем с оркестром тоже не возникло. Директором стала жена Елена, которая до этого работала в кино, — планировала съёмки мыльных опер. Теперь она учится маркетингу, управлению и финансам в Школе театрального лидера.

Первый спектакль

«Побег из космоса» был фантастическим. Фантастика — это вообще такая дыра для репертуарной карты русского театра, в Москве вы не найдёте ничего подобного. Мы переделали сказку «Курочка Ряба»: действие происходило в космической лаборатории, где курочка и мышка — экспериментальные объекты, дед — учёный, а бабка — робот. В результате эксперимента курица снесла яйцо, которое может уничтожить всю Вселенную, мышь пытается спасти мир, и т.д. По жанру это фантастический комикс.

Тогда у нас возникли большие проблемы с техническим исполнением. Многое было завязано на свете, проекции, музыке (каждое действие озвучивалось определённым образом). А когда нет персонала, который всё это сделает профессионально и качественно, многое не получается. Теперь все чудеса создаём из бумаги, картона, тряпочек. Мы перешли к некому примитивизму, который подарил богатую ассоциативную связь.

Как всё работает

Многие театральные коллективы считают, что дети — маленькие обезьянки, которых нужно смешить и развлекать. Мы думаем, что они гораздо умнее. Наша философия — отношение к ребёнку как к равному. Кроме того, родители тоже не должны скучать. Я сужу по себе: если меня тема волнует, значит, она подходит для постановки. Материал стараемся брать современный. Одна из последних премьер — «Тили-тили-тесто», спектакль про любовь. Я вспомнил, как сам влюблялся в детском саду, и понял, что детей эта тема волнует. Мы с труппой придумали истории, связанные с детскими влюблённостями, нашли маленькие сказки, песни, сделали такой спектакль-разговор. В конце дети тоже выходят на сцену и рассказывают о том, в кого влюбляются, как делают подарки, и т.д. Мы считаем, что диалог очень важен. Это как раз один из форматов, не охваченный большими театрами: там это просто невозможно.

Мы всегда смотрим на реакцию и для каждой постановки определяем возрастную категорию. Дети все разные: в три года интересно одно, в пять — другое. Но родители обычно не обращают внимания на наши маркировки. «Дзынь», например, для детей от шести лет, а родители приходят, говорят: «У нас ребёнок такой умный, всё понимает, хотим пойти на этот». Мы, конечно, не отказываем, но надо понимать, что детям до шести лет вообще сложно смотреть что-то со словами.

Декорации — это всегда набор каких-то бытовых элементов. Птицу, например, мы делали из сушилки для белья

Если мы хотим поставить новый спектакль, то начинаем искать площадки, которым это было бы интересно. Договариваемся с каким-нибудь ДК, месяц репетируем бесплатно, а потом выручку от трёх спектаклей отдаём ему. Это позволяет сделать спектакль, который будет кормить нас в течение двух-трёх лет. А потом уже делим доход от продажи билетов по стандартной схеме — 50 на 50. Средняя цена билета — от 500 до 1 200 рублей.

В труппе пять актёров и четыре музыканта. Сценарии пишем в основном мы с женой. Если ты берёшь чей-то сценарий, то должен платить авторские отчисления. А традиционные, классические сюжеты используют очень многие, поэтому стараемся придумывать своё. В репертуаре пока пять спектаклей, сейчас приглашённый режиссёр Галина Зальцман ставит шестой.

Декорации — это всегда набор каких-то бытовых элементов. Если использовать их правильно, получается нечто необыкновенное. Есть, например, спектакль «Слон-концерт» — там декорация состоит из вешалки, на которой висят два надувных круга и чехлы для костюмов, а по центру — вентиляционная труба. Из этого всего получается слон, и больше всего денег в итоге получает художник, который это придумал. Птицу, например, мы делали из сушилки для белья.

Деньги

Cтрадаем в основном из-за нехватки денег. Постоянно приходится работать на энтузиазме, а он рано или поздно исчерпывается. Поэтому вначале, когда мы пытались делать большие спектакли, сильно теряли в качестве. Мы ставили слишком высокие цели, но не всё хорошее можно сделать на коленке. Потом определили для себя некоторые рамки: в спектакле не может участвовать больше трёх актеров, бюджет не может быть больше 50 000 рублей.

Почему я решил делать камерный театр, ведь он приносит меньше прибыли? У таких команд есть много преимуществ. Спектакли мобильные, перевозные и низкобюджетные по персоналу и декорациям. Можно выехать в любой город или конец Москвы (если пробки, всегда можно добраться на метро). Детский театр гораздо более востребованный, чем взрослый. В нашем сегменте мало разнообразия, но есть много нереализованных тем и форм.

Для творческого человека главное — реализовать свой созидательный потенциал, вопросы бизнеса на втором месте. Ему нужно найти партнёра, который станет заниматься привлечением денег. Но и тот, кто решит заняться театральным бизнесом, ничего не сможет без человека из сферы искусства. Мне сейчас активно помогает жена, но всё-таки надеюсь найти человека более агрессивного, который выведет это дело на новый уровень.

Благодаря тому что наши спектакли идут каждый месяц, люди приходят и рекомендуют другим, и потом мы выходим на частного заказчика, от которого получаем основную прибыль. Если нас за месяц три раза куда-то позвали, это хорошо. Иногда складывается идеально: днём мы играем в театре, а вечером уезжаем к заказчику. Обычно выездной спектакль стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Но общего рынка нет, поэтому можно назвать любую цифру. Сейчас со всеми детскими театрами пытаемся прийти к общему знаменателю, чтобы механизм был налажен. Каждый месяц мы получаем 20 000-150 000 рублей прибыли от спектаклей.

Планы

Я бы хотел показывать спектакли в Московской области, а какие-то («Дзынь», «Кораблик») — вывезти за границу. Нужно активно подавать заявки на международные фестивали, а пока мы работаем только с московскими.

Ещё мы хотели бы сотрудничать со школами. Есть такая специальность — театральный педагог. Помимо театрального просвещения он занимается передачей любой информации художественными средствами. Есть дети, которых трудно увлечь, а когда объясняешь задачу по математике с помощью театрального этюда, она становится интересна: информация усваивается лучше. У нас есть, например, шоу-лекция про Пушкина «Невольник чести». Мы взяли биографию, стихи, отзывы современников о поэте и сделали из этого урок-спектакль. Ставили его в нескольких школах, но обычно они не слишком стремятся к сотрудничеству.

Советы

Найдите постоянный состав. Если нет единомышленников, ничего не получится.

Создавайте что-то не только по денежным соображениям, но и по творческим.

Пытайтесь наладить партнёрство с государственными организациями — с Департаментом культуры или образования. У них колоссальный рынок сбыта: школы, праздники, парки — и все они нуждаются в контенте.

Читать еще:  Открытие крафтовой пивоварни

Делайте ставку на изобретательность исполнения, а не на дороговизну декораций и техники.

Откройте локальный
театр, ориентируясь на потребности местных жителей.

Как открыть свой независимый театр и сколько это стоит?

В октябре в Москве открылась резиденция Союза независимых театров – «Площадка 8/3», где играют спектакли сразу одиннадцать коллективов, в том числе «Театр 18+» – первый независимый театр современной драматургии в Ростове-на-Дону. Его художественный руководитель – лауреат премии «Золотая маска» режиссер Юрий Муравицкий. Поговорили с ним о том, с чего начинается независимый театр, что нужно делать, чтобы его открыть, и сколько это вообще будет стоить.

С чего начинается независимый театр?

Прежде чем открыть театр, нужно задать себе один важный вопрос: что нового и специфического вы можете предложить зрителю? Вокруг столько всего, а вот крутых идей дефицит. Так что они решают все. Основной концепт «Театра 18+» – современная драматургия. Его миссия – говорить об актуальных проблемах современным языком. И уже плюсом к этому идет эстетика китча и треша.

Юрий Муравицкий. Фото: Михаил Голденков/The City

Но не всегда театр начинается с идеи. Например, «Театр 18+» появился по инициативе ростовского бизнесмена и мецената Евгения Самойлова в 2013 году. В Ростове-на-Дону у него была галерея современного искусства, где проходили читки современных пьес, которые быстро стали популярными. Евгений увидел, что горожане интересуются театром, и решил открыть свой. Так что изначально все строилось на его желании, а не на чей-то идее. Он взял на себя сразу две функции: учредителя и инвестора. Ведь именно Евгений платит команде зарплаты и оплачивает аренду помещения. Но при этом он не навязывает свое видение, не говорит, что нужно играть. За репертуар отвечаем я и команда «Театра 18+», поэтому он независимый. С государством такая история не пройдет. Если оно помогает, то автоматически навязывает определенные правила.

Я могу создать свой театр? Что для этого нужно?

Создать независимый театр может любой, но чаще всего у истоков стоит человек из профессиональной среды – режиссер, которому надоел государственный репертуар, или актер, уставший играть в скучных спектаклях. Раньше была школа театрального лидера при Центре имени Мейерхольда, вот там как раз и рассказывали обо всем, что нужно для создания независимого театра: про фандрайзинг, краудфандинг и другие варианты того, как найти денег на театр. Но она закрылась два года назад. А больше в Москве нет учреждений, где обучали бы театральному менеджменту. Но, мне кажется, тут можно и без профильного образования обойтись, главное – люди и пространство.

Cпектакль Fucking Animal. Фото: «Театр 18+»

Все решают кадры. Поэтому первое, что нужно сделать после того, как вы придумаете крутую концепцию, – собрать команду единомышленников, готовых ввязаться с вами в такую безденежную историю, как создание независимого театра. Следующий шаг – понять, где вы будете реализовывать идею. У театра должен быть свой дом. Жить на чемоданах изнурительно и тяжело. Разумеется, есть проекты, существующие без площадки. Они ищут временные помещения (есть бюджетные варианты за 7000 рублей, например) или играют в квартирах. Но в любом случае вам нужна база, где будут храниться оборудование, декорации, костюмы, где можно собираться, репетировать и что-то придумывать.

Если нет денег на аренду, придется хранить весь реквизит по домам, искать площадки по бартеру. Например, некоторые клубы, чтобы привлечь посетителей, предлагают независимым театрам сыграть на их территории. Условия могут быть такими: «Им выручка с бара, а театру – с билетов». Но здесь опять же важна специфика: есть спектакли, которым достаточно улицы и смартфона. Например, проект «ТЕАТР. НА ВЫНОС», у которого все спектакли проходят на улицах и в городских пространствах.

Фото: Михаил Голденков/The City

После того как определились с людьми и пространством, стоит подумать о регистрации театра. Если вы не собираетесь на этом зарабатывать, то можно и не заморачиваться. Но если вам надо будет проводить финансовые операции, это обязательный этап. Например, есть Timepad, где даже ИП могут выставлять билеты на продажу. Еще один вариант – получать деньги с помощью донатов: зритель дает вам столько, сколько считает нужным. Такие пожертвования не облагаются налогом, ведь, по сути, никто ничего не покупает.

Сколько денег требуется, чтобы поставить спектакль?

Независимый театр – затея, предполагающая минимальные затраты, а иногда вообще их отсутствие. Входной суммы никакой нет. Я убежден, что в случае с таким театром все держится на идее. Для примера: мой спектакль «Длань Господня» стоил 3500 рублей (не включая, правда, аренду «Площадки 8/3»). Эти деньги были потрачены на афиши и воздушные шары, которые были единственным элементом художественного оформления спектакля. Актеры получили деньги с продажи билетов, оплаты репетиций у них не было. Даже если никого не знаете из театральной тусовки, но у вас есть классная задумка, это сразу привлечет внимание. Нужно просто пытаться двигать свою идею. Единственное, на что реально нужны деньги, так это на рекламу. Но качественный таргет с правильной аудиторией может стоить и 500 рублей.

Спектакль «Невероятные приключения Юли и Наташи». Фото: «Театр 18+»

Один из самых успешных моих проектов – спектакль «Зажги мой огонь» о жизни Джеймса Мориссона, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикса. В 2012 году он получил «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль-эксперимент». Очень бюджетная постановка: это был проект Театра.doc, поэтому репетировали мы бесплатно на их площадке, а единственное, что мы купили, так это барабанную установку (ориентировочно за 3000 рублей, а возможно, дешевле). Старый синтезатор нам как-то отдал, а все остальное – оформление и костюмы – притащили кто откуда. Три месяца мы репетировали бесплатно, кто-то не выдерживал и уходил. Но когда мы стали показывать спектакль, все хоть как-то начало окупаться. Артисты получали за спектакль в среднем 3000, а режиссер и драматург – 2000 рублей.

Но если вы все-таки хотите сделать нормальную постановку, то ее минимальный бюджет – 350 тысяч рублей. Например, спектакль «28 дней» мы поставили как раз за 350 000 рублей, эти деньги в качестве гранта выделил на постановку «Варочный цех». Их хватит на минимальные расходы – костюмы или декорации. Допустим, режиссер получает гонорар 100 000 рублей, художник-постановщик столько же, около 150 000 идет на оформление и тысяч 50 000 – на рекламу (флаеры, афиши). А еще нужно оплатить работу технического директора, администратора, помощника режиссера, уборщицу – так что в 350 тысяч уложиться непросто. А минимальная цена более-менее серьезного театрального проекта – 3 000 000 рублей и выше. Можно уложиться в 2 000 000, но тогда придется урезать гонорары.

Спектакль «Шокошопинг». Фото: «Театр 18+»

И перед тем, как открыть независимый театр, стоит знать: он никогда не будет себя окупать только с продажи билетов. Если они покроют 50% всех затрат – это уже очень хороший результат. В любом случае нужны гранты, спонсорские деньги, сопутствующие услуги – театральный буфет или кафе, мерчендайзинг, сдача помещений в аренду, коммерческие проекты или другие формы дополнительного заработка. Фондов и грантов у нас не много – есть фонд Прохорова, который, как правило, выделяет 1 500 000 рублей на финансирование театральных проектов – это серьезная поддержка. Союз театральный деятелей тоже дает гранты, но более скромные, «Варочный цех» выделяет 350 000 рублей на постановку лучших пьес фестиваля «Любимовка». Есть еще, может, два или три фонда, выдающих гранты. Но в любом случае рассчитывать лучше только на себя и команду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector