Betonzavod-oreol.ru

Деньги и бизнес
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аналитическая работа над текстом

Методическая разработка «Развитие аналитических способностей учащихся в работе с текстом

Развитие аналитических способностей учащихся в работе с текстом.

Одним из направлений в преподавании русского языка в современной школе является ориентированность на текст. М.М. Бахтин писал: «Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления». В процессе работы с текстом формируются языковая и коммуникативная компетенции школьников, развивается дар слова, рождается языковая индивидуальность ученика. Данная статья посвящена актуальной проблеме текстоведения. Комплексная работа помогает учителю подготовить школьников к итоговой аттестации (ЕГЭ, ГИА), а также к олимпиадам по русскому языку и литературе, в основу которых заложена работа с текстом.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания. От урока к уроку школьники должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы – это те условия, которые создают развивающую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся.

Что же такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р. Львова, это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передаётся идейно – тематическое и эстетическое содержание литературно – художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия» . По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа – учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов».

Задачи лингвистического анализа текста сводятся к следующему:

1)помочь осмыслить идею и сюжет произведения;

2)показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели;

3)обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико –семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к ГИА И ЕГЭ по русскому языку и литературе.

При анализе текста необходимо помнить, что рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объём разбора определяется характером самого текста и его особенностями.

Учить комплексному анализу нужно потому, что это способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием, что, по словам В.В.Виноградова, является «самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности».

Познание

Автор: Мшенская Виктория Викторовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №1
Населённый пункт: город Новомосковск,Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Комментарий как аналитическая работа с текстом»
Дата публикации: 18.01.2016
Раздел: полное образование

Комментарий как аналитическая работа с текстом Я хочу рассказать об одной из самых главных тем среди тех, что включаются в подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Структурная единица задания 25 ЕГЭ по русскому языку, создание которой вызывает наибольшие трудности называется комментарий. Комментарий – это размышление, рассуждение пишущего по поводу выделенной проблемы. Мне ближе всего создание текстуального комментария :от текста к проблеме. Объяснение смысла текста , т.е. следование за мыслью автора. Написать комментарий можно, ответив на следующие вопросы: 1)Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2)На чём заостряет внимание? Почему? 3)Какие имена собственные упоминает? Зачем? 4)Как выражает автор своё отношение к описываемым событиям? В чём это проявляется? Работа с предложенным текстом. (этапы работы). 1.Прочиатйте текст. Разбейте его на 3 микротемы и озаглавьте каждую большим развёрнутым предложением, которое передаёт главное содержание микротемы. На основе этих заголовков плана потом будем составлять комментарий. Пункты плана будем вставлять в вводные предложения. Это видно на схеме. В этом году появляется новое требование к комментарию: 2 опоры на текст, поэтому в первом предложении комментария необходимо пересказать эпизод, опираясь на который автор раскрывает проблему. Читая текст, необходимо найти такое предложение, которое является самым главным, может быть, именно ради этого предложения автор и написал текст. Это предложение станет цитатой и второй опорой на текст . Её мы можем записать после того пункта плана, из части которого она была взята.Таким образом, составляя к каждому тексту развёрнутый план, каждый ученик сможет получить 3 балла за комментарии. Успехов.
Поработаем с текстом Д.Шеварова
В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове ЧЕСТЬ. (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По
чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… После чести… Честь моя требует крови…». (7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее — завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель… (16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести! (18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. (По Д. Шеварову) ПЛАН Работа над комментарием 1. Утрата первоначаль- Автор раскрывает проблему на ного значения слово примере письма Пушкина к «Честь» своей жене, в котором он 2. Во времена Пушкина выражает свое негативное к слову относились отношение к тем молодым бережнее,чем сегодня. людям, которые терпят Автор пишет: оскорбления. Д.Шеваров «В грозном свете обращает внимание на то, что правил слово быстро произошла утрата первоначаль- отливалось в свинец.» ного значения слово «Честь». 3. Честь и имя — это Автор текста отмечает, что единственное, что во времена Пушкина к слову мог оставить относились бережнее, чем сегодня. порядочный человек Д.Шеваров пишет: «В грозном свете своим потомкам. Правил слово быстро отливалось в свинец.» Публицист подчеркивает: Честь и имя — это единственное, что мог оставить порядочный человек своим потомкам. Таким образом, мы убеждаемся, что слово «честь» не утрачивает свое значение и в наше время.
Поработает с текстом А.Гениса и П.Вайля
(1) Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические традиции. (2) Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты. (3) Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Именно классика — тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. (5) В этом смысле
русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом. (6) Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7) Задеть классика для него все равно что оскорбить Родину. (8) Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9) Оно складывается и закрепляется с малых лет. (10) Главный инструмент освящения классиков у нас школа. (11) Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12) Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13) Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще. (14) Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15) Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16) Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого ‘листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17) Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним. (18) Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна. (19) Мы растем вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами. ПЛАН 1.Классическая литература-это Книга… Что такое книга? Какова ее роль для основа, объединяющая русского читателя?Такие проблемные вопросы общество. поднимает в своем тексте П.Вайль и А.Генис. 2.Велика роль литературы для Авторы текста обращают внимание на то , формирования уникального что классическая литература – это основа, читателя, способного увидеть в объединяющая общество. «Для России книгах национальное достояние. классическая литература-это точка отсчета, Автор пишет: «…образцы идеологический отсчет и нравственный классики ,знакомые с фундамент, который объединяет общество детства , становятся для нас и крепче его цементирует.» Публицисты эталонами литературы подчеркивают: велика роль литературы для вообще…» формирования уникального читателя, 3.Добросовестный читатель, способного увидеть в книгах национально обращаясь через достояние. П.Вайль и А.Генис пишут: определенный период к «…образцы классики,знакомые с детства, книгам, открывает для себя Становятся для нас эталонами литературы что-то новое. вообще…» Авторы отмечают: добросовестный читатель, обращаясь через определенный период к книгам, открывает для себя что-то новое.

Читать еще:  Адвего ру работа

Минаков Евгений на текст М.А. Осоргина
Природа. Удивительной красоты окружающий нас мир, который играет важную роль в жизни человека, в его становлении как личности, в воспитании его характера. Чем является природа в жизни людей? Как она воздействует на человека? Такие проблемные вопросы затрагивает в предложенном мне для анализа тексте М.А. Осоргин. Автор рассказывает о событии, произошедшем с двумя мальчиками, когда они во время поздней весны любили после школы гулять по густому лесу недалеко от широкой реки и открывать для себя что-то новое в этой волшебной книге природы. М.А. Осоргин обращает внимание читателей на то, что кладовая знаний в виде окружающего мира доступна каждому, кто хочет научиться новому. Автор пишет: Всё, что нам не договаривали и не умели объяснить, мы читали на страницах этой книги». Русский писатель и журналист подчеркивает, что природа зарождает в людях чувство любви и бережное отношение к тому, что находится вокруг нас. Таким образом, окружающий мир воздействует на человека, формируя в нем одни из самых ценных качеств в нашей жизни. Автор считает: природа тем важна, что она дает нам возможность познавать новое, открывать тайны, которые были раньше загадкой для нас. Нельзя не согласиться с мнением писателя, ведь именно желание мыслить, знакомиться с жизнью закладывает в нас полный загадок окружающий мир. Проблему воздействия природы на человека затрагивали многие писатели в своих произведениях. Обратимся к рассказу В.А. Солоухина «Кувшинка», в котором Валерия, жительница столицы, оказавшись в деревне, наедине с бескрайними полями, необъятными реками и зелеными лугами открыла для себя мир с другой стороны. Бесконечные просторы заставили юную красавицу задуматься над величием и важностью природы. Так пребывание вне города изменило внутренний мир девушки. Данная проблема находит свое отражение и в жизни. Мой дядя, Васильев Алексей Евгеньевич, будучи подростком, решил остаться на природе с друзьями, живя в палатках, на несколько дней. Единение с окружающим миром позволило им осознать, что их городская жизнь вела к истреблению густых лесов, загрязнению речек. Тем самым, они пересмотрели всю свою прежнюю жизнь и стали гуманнее относиться к тому, что существует вокруг. В заключение хочется заметить: вопрос воздействия природы на человеческое сознание в наши дни является действительно актуальным, потому что все реже и реже мы выбираемся ближе к окружающему миру сегодня. Но эти редкие встречи мы обязаны ценить, ведь они могут стать переломными в нашей жизни.

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

«Развитие аналитический и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста»

Тема по самообразованию: «Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста»

Р a звивающее обучение возможно только при творческом подходе педaгога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности учащихся. Развитие aнaлитических и творческих способностей учащихся обязательно нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск. В целом весь процесс обучения и должен стать творческим поиском. Задача учителя – раскрыть в учениках способности и внушить им самоуверенность в уникальности этих способностей и в уникальности каждой личности человека в целом. Отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение. Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды работ систематического характера. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений, чтобы углубить и расширить жизненный опыт учеников.

Читать еще:  Работа для мам в декрете без вложений

Важным условием является предоставление детям известной свободы творчества. Свобода в творчестве – самая важная составляющая, потому что только при наличии свободы проявляются индивидуальные способности и настоящие таланты.

Так, в 8 классе при написании сочинения эпистолярного жанра учащимся была предложена полная свобода выбора — кому написать письмо, в каком жанре и с какой целью.

Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда изучение и практическое усвоение теории сочетаются со знакомством с разными видами искусств (музыка, живопись, архитектура).

К примеру, изучая в 5 классе волшебную сказку «Царевна-лягушка», ребята с интересом прослушали мюзикл «Царевна-лягушка» (арию братьев); в 8 классе при изучении лирикиА.С.Пушкина — вальс-фантазию Глинки и его же дивный романс «Я помню чудное мгновенье»

Развитие творческой активности у учащихся предусматривает проведение практических работ (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений, умение слагать стихи, буриме, написание продолжения к диктанту или изложению и пр.).

Так, в 8 классе при написании сжатого изложения «Солнце с белыми лучами» ребятам было предложено изменить заключительную часть, выразить собственное отношение к героям текста.

В 5-6 классах при изучении пушкинской лирики ребята пытались слагать буриме по заданным словам по теме «Осень»: пора, осень, небо, с утра; дожди, не жди, осень, просим.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Я использую следующие:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

5. «Лингвист». Исследуйте текст.

Такую форму работы я использую на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы.

Большое место на уроках русского языка и литературы занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста.

В 8 классе при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту использую текст Д.Лихачева «Человек должен быть интеллигентен». Во вступительном слове задаю следующие вопросы:

-Кем хотите стать?

Чего хотите добиться в жизни?

Каким характером надо обладать для достижения поставленных целей?

Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные черты?

Все указанные виды работ развивают критическое мышление, материал не преподносится в готовом виде, а усваивается учащимися в процессе работы с текстом и вследствие его интерпретации,активизируют мыслительную деятельность, развивают аналитические и творческие способности учащихся.

Аналитическая работа с текстами 5 класс

Для чего надо ходить в школу? И зачем придумали, чтобы дети ходили в школу? Мало этого, нас ещё и уроки заставляют делать, кому это надо?

Может, нашим родителям? Но ведь они и так всё знают, значит, им это не нужно.

А что будет, если дети не будут учиться? Они, конечно, вырастут и станут взрослыми, но будут неграмотными. Значит, они не смогут найти хорошую работу, не будут хорошо зарабатывать. Они ведь даже книжки не смогут почитать своим детям! А как они считать будут?

Работа с текстом

Определить тему текста.

Определить тип каждого предложения 3 абзаца.

Выписать в таблицу из текста части речи:

В наше время не многие используют в своей речи волшебные слова. А ведь это не так сложно – говорить друг другу добрые слова. Такие, как здравствуйте, извините, простите. Другому человеку будет очень приятно. Да и у тебя поднимется настроение( 4 ). Если ты попросишь что – то и скажешь волшебное слово, то тебе скорей всего не откажут. А люди, которым ты говоришь волшебные слова: доброе утро, добрый вечер, благодарю, будьте здоровы – станут добрее. Потому что всем приятно, когда ты говоришь волшебные слова.

Вы никогда не задумывались над тем, почему именно эти слова называют волшебными? Потому что они дарят людям радость, тепло, доброту и любовь, то есть волшебство. Ведь все эти чувства не купишь ни за какие деньги. Даже маленькому ребёнку будет приятно, если сказать ему волшебное слово.

Когда мы говорим доброе утро, то это означает, что мы желаем доброго и счастливого начала дня.

Я советую всем не забывать о вежливых словах. И дарить людям радость и хорошее настроение.

Работа с текстом

Определить ведущую мысль текста.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Разобрать по составу слова: попросишь, маленькому, счастливого, откажут.

В школе мы изучаем много разных предметов. Математику – чтобы уметь считать. Географию – чтобы знать все части света. Иностранный язык – чтобы понимать иностранцев… А вот для чего мы учим русский язык? Ведь мы и так говорим по – русски!

Я думаю, что эти уроки очень нужны.

Во – первых, мы учимся правильно писать слова.

Во – вторых, учимся выражать свои мысли.

В – третьих, учимся рассуждать. Всё это мы должны делать грамотно.

Значит, уроки русского языка в школе ( 3 ) очень нужны.

Работа с текстом

Определить, сколько доказательств приведено в эссе и как они введены в текст.

Расширить первое доказательство, ответив на вопрос: «Какие слова ты научился писать?»

Выполнить морфологический разбор имени существительного.

В жизни каждого человека случается, когда его обижают. Чаще всего мы обижаем своих близких: друзей и родственников. Связано это с тем, что они всегда находятся около нас, часто попадают под «горячую руку». В таких случаях самое важное – уметь прощать и просить искренне ( 3 ) прощения, если это необходимо.

Умеешь прощать – тебе легче сохранить вокруг себя друзей и товарищей. Ведь люди не бывают одинаковыми. Но в дружбе не избежать споров и ссор, которые последуют за ними. После любой ссоры не стоит обижаться слишком долго. Нужно прощать обидевшего вас человека. Причем прощать не только на словах, а искренне, забывая обиду. Чтобы не хранить злобу в душе, надо понять, почему человек поступил так или иначе, а лучше поговорить с ним по душам.

Честные и искренние разговоры помогают помириться, сближают людей, позволяют увидеть ситуацию не только со своей стороны, но и со стороны другого человека. Скорее всего, вас совсем не хотели обидеть. Именно поэтому стоит научиться прощать.

Работа с текстом

Составить план текста.

Выписать из текста словосочетания (2 – 3) по схемам –

«сущ. + сущ.» , « прил. + сущ.», «глагол + сущ.».

Выполнить морфологический разбор имени прилагательного.

Можно ли прожить без дружбы? Нет, без дружбы наша жизнь не была бы полноценной. Но только если мы имеем в виду настоящую дружбу, а не ту, что строится на корыстном общении.

Настоящая дружба — это преданность, взаимная симпатия, общие интересы . Недаром же существует пословица « Друг познаётся в беде ». Дружба — это когда готов в любое время прийти на помощь, разделить беды и горести со своим товарищем.

Друг никогда не станет злословить за твоей спиной. Настоящий друг сумеет сказать «нет» и всегда будет на твоей стороне. Это ли не настоящая дружба? Настоящая дружба не знает расстояний и всегда пройдёт испытание временем.

Погружение в текст

Указать части речи в подчёркнутом предложении.

Читать еще:  Схема увольнения работника

Подобрать к слову ДРУГ 4 – 5 однокоренных слова. Выделить корни.

Выписать из текста 5 – 6 слов с приставками. Выделить приставки.

Душевные силы – это сильные чувства, которые испытывает человек в различных ситуациях. На мой взгляд, душевные силы позволяют человеку решительно идти к цели, преодолевая любые препятствия.

Обратимся к тексту Л. Е. Улицкой «Зелёный шатёр», в котором говорится о мужчине, потерявшем руку. Но это его не сломило, он стал работать над восстановлением физического здоровья.

«Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам…» — пишет Л. Улицкая в произведении. Только душевные силы дали ему возможность вернуться к полноценной жизни!

В жизни мы нередко встречаем удивительных людей. Особенно, если он инвалид, без рук и ног… Но многие из них получают образование, работают, своим примером показывая, что и невозможное возможно.

Таким образом, можно заключить, что только душевные силы помогают человеку быть сильным в преодолении трудностей.

Работа с текстом

Синтаксический разбор предложения: «Только душевные силы дали ему возможность вернуться к полноценной жизни!»

Выписать из текста конкретные имена существительные.

Составить словосочетания по схеме «прилаг. + сущ (отвлечённое)» (4 — 5)

Что такое родина? Слова «родина» и «родители» происходят от одного корня, что свидетельствует об их тесной, неразрывной связи. Я убеждён, что это самое дорогое, что есть у каждого человека.

В. Белов, русский писатель, в тексте «На Родине» говорит о трогательной любви к берёзе. Автор и брат посадили её , заботливо ухаживали за деревом. И оно неожиданно превратилось в красивую берёзу. Герой должен уехать со своей малой родины, но почувствовал, как трудно, тяжело уезжать отсюда, так как это самый любимый уголок страны, его малая родина…

В жизни мы часто наблюдаем красоту леса. Он хорош в любое время года и радует любого. Никого не оставит равнодушным восход или закат солнца над удивительно красивым лесом.

В заключение хочу сказать, что малая родина – это самое лучшее место в мире. Сюда я всегда буду стремиться, где бы я ни был!

Работа с текстом

Определить основную мысль текста, доказав свой ответ (15 – 20 слов).

Выписать из текста слова, в которых наблюдается несоответствие состава звуков и букв (6 – 7). Объяснить это несоответствие.

Выписать из текста эпитеты. Для чего автор их использовал?

Сила духа – это то, что позволяет человеку проявить упорство и целеустремлённость в любой, даже трудной ситуации. На мой взгляд, сила духа – это качество, которое необходимо каждому человеку.

Вспомнить хотя бы, как людям во время войны удалось сохранить черёмуху, берёзу, воду в реке, цветы на полях, чтобы после войны любоваться этой красотой весной и летом. Круглый год! Э. Шим, писатель, говорил: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?» Оказывается, заботились и берегли!

Вот пример из жизни. Данил Плужников, победитель конкурса «Голос. Дети». Он инвалид, юный вокалист, несмотря на свою болезнь, выступает на сцене и несёт людям добро. У него сильная воля, могучий дух, настойчивость.

Таким образом, сила человека, его духа – это качество, которое делает сильным каждого, кто хочет быть таким. Мне кажется, люди, обладающие силой духа, способны достичь больших успехов в жизни.

Работа с текстом

Вставить свой пример на тему текста (3 – 5 предложений).

Орфографический разбор слов — достич ь , оказывае тс я, с о хранить, ситуац и и, в р е ке.

Составить морфологический портрет слова – (заботились) (о) красоте.

Добро и зло не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой.

С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его.

«Спешите делать добрые дела», — призывал один из русских поэтов. Кот Леопольд из знаменитого мультфильма в своей песенке поет о том, что «добрым жить на белом свете веселей». Но всегда ли добро бывает во благо? Случается и так, что добро из блага может превратиться в сильнейшее зло. Кажется такой незначительный пример: друг дал списать домашнее задание товарищу. Что в этом такого страшного? Ничего, если не брать во внимание тот факт, что товарищ недополучил каких-то знаний.

Но если посмотреть на это чуть глубже. Ему легко досталась хорошая отметка, причем незаслуженно. В другой раз ему легко достанется еще что-то, отданное ему просто так, из добрых побуждений: убрали за него комнату в общежитии, потом прикрыли прогул на работе. И человек привык к безответственности. Он не умеет отвечать за свои поступки. Сколько зла осознанно или неосознанно он принесет окружающим, особенно близким людям.

Каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок, должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.

Работа с текстом

Сделать сжатый пересказ текста.

Согласны ли вы с утверждением текста: « Случается и так, что добро из блага может превратиться в сильнейшее зло »? (30 слов)

Настоящая, крепкая и долголетняя дружба – священное понятие для каждого человека. Однако умение дружить дается далеко не каждому. Ведь для того, чтобы быть настоящим другом, нужно всегда быть рядом в трудную минуту, мгновенно отзываться на просьбы, давать мудрые советы и оказывать всяческую поддержку.

Но в нашем мире большинство людей склонны к эгоизму, и это качество зачастую мешает вовремя прийти на выручку, протянуть руку помощи или даже просто выслушать. И лишь истинный друг всегда окажется рядом , подаст руку и не предаст того, кому не повезло в жизни.

Действительно, трудно быть настоящим другом. Если верность потребует поступиться правилами современного общества или пойти наперекор существующим условностям. Поэтому критерий, что скажут люди, очень часто главная в искреннем стремлении помочь другу.

Не менее трудно оставаться верным другом и тогда, когда другу улыбнулась удача, и это испытание зачастую гораздо сложнее. Ведь в данной ситуации нужно суметь порадоваться успехам и благополучию близкого человека без всякой тени зависти, что удается далеко не каждому.

Дружба подвергается серьезному экзамену не только в беде или радости, и в повседневной суете стремительно уносящихся будней. Иной раз бывает сложно выкроить немного времени, чтобы спокойно пообщаться с другом, уделить ему внимание, выслушать о том, какие сомнения и переживания накопились в его душе. Умение всегда найти место для друга в своей взрослой самостоятельной жизни – очень важная составляющая настоящей дружбы, в особенности той, которая зарождается в детские годы.

Работа с текстом

Сделать сжатый пересказ текста.

Согласны ли вы с утверждением текста: « Действительно, трудно быть настоящим другом »? (30 слов)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector