Betonzavod-oreol.ru

Деньги и бизнес
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работать с текстом

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного

  • Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
  • Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.
  • Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
  • Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
  • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
  • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
  • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Читать еще:  Оформление графика работы

Как работать над текстом и не облажаться

Ксения Суворова, редактор блога «Нетологии» и руководитель курса «Контент-маркетинг», рассказала о том, как выражать личный стиль, работать над текстом и редактировать себя, адаптировав некоторые уроки из книги Николая Кононова «Автор, ножницы, бумага».

Все, кто пишет тексты, сталкивались с тем, что не знали ответов на эти вопросы:

  • Как определить: текст хороший или не очень?
  • Как сформировать личный стиль и уместен ли он?
  • Как правильно работать над текстом?
  • Можно ли редактировать себя самостоятельно и если да, то как?

Я постаралась ответить на эти вопросы с помощью книги главного редактора «Секрета фирмы» Николая Кононова. Этот текст — логическое продолжение статьи «Пяти правил автора, ножниц и бумаги».

Личный стиль

Многим кажется, что личный стиль — это миф. Другим — что это пережиток прошлого. Некоторые ратуют за то, что каждый текст должен отражать автора. А у четвертых просто нет мнения по этому вопросу.

Но на самом деле все просто:

Разным текстам — разный подход.

Все мы говорим не шаблонно, а по-разному. У одних речь более литературная, у других — насыщена эпитетами и метафорами, одни могут употреблять мат, а иные — нет. В этом-то и кроется весь секрет личного стиля. Он просто показывает, кто вы есть.

Но почему тогда разным текстам — разный подход? Потому что нельзя сыпать метафорами в продающем тексте — читатель просто не поймет. Нельзя думать, что от имени бренда можно ругаться матом. Или посылать на три буквы читателей, обзывая мудаками, только по той причине, что вы так привыкли.

Личный стиль может быть как уместен, так и нет.

Если вы решили, что все-таки он нужен, то вот советы от Николая Кононова:

  • Создавайте интонацию — это ваш взгляд на мир, ваш собственный язык. Его можно тренировать ежедневным письмом, разговором, чтением книг, общением и просмотром интеллектуального (или не очень) кино.
  • В некоторых случаях читателю правда может быть интересен ваш мир. Сделайте его глубоким, а то читать будет не о чем.
  • Ваш личный стиль не должен крутиться вокруг вас. Это же не автобиография.
  • Личный опыт — это хорошо, но пытайтесь немного абстрагироваться.

Не надо:

  1. Если вы решили выражать личный стиль, писать сухо, с канцеляризмами и строгими формулировками.
  2. Стесняться себя и своей истории.
  3. Забывать читать классику и хорошую литературу.
  4. Избегать словарей.
  5. Писать как пишется — лишь бы было. Это уже графомания.

Как работать над длинным текстом

Допустим, вы все же поняли, как хотите писать. Допустим, вы даже решили, как именно будете это делать. И, к тому же, все-таки нашли себя, свои мысли, идеи и личный стиль. Но вы сели писать и тут начали всплывать проблемы.

1. Текст живет своей жизнью.

Так происходит, когда в голове нет плана, и вы не знаете, как хотите развивать историю. Затем просто растекаетесь мыслями по древу, перескакивая с пятое на десятое. Так и возникает: текст обо всем и ни о чем.

Надо знать, о чем вы пишете. В чем сюжет и как он будет развиваться.

2. Рамки поставлены, а текст слишком большой и в нем много лишнего.

Убирайте воду. Она точно лишняя. Всегда и везде. Отправляйте в топку:

  • лишние слова;
  • разъяснения;
  • переливание из пустого в порожнее;
  • мемуары;
  • личные соображения.

3. Вас достал текст.

Да, такое тоже бывает. Смотрите на свое творение и думаете: «Что за ерунда?». Порываетесь удалить все, сжечь и развеять прах по ветру. Это нормально.

Если вас достал текст, отложите его, а потом, прежде чем перечитать, задайте себе вопрос: «в чем была мысль, была ли она донесена, тот ли этот сюжет или я что-то сделал не так?»

Перечитайте текст и приступайте к редактуре:

  • Проверьте, нет ли воды. Если есть — удалите.
  • Отследите, все ли хорошо с сюжетом, яркие и четкие ли линии и сюжетные перипетии.
  • Вся ли информация проверена.
  • Добавьте юмора или драмы, если это необходимо.

Не надо:

  1. Писать с отрывом на сон и потом свалиться с нервным срывом.
  2. Писать по 100 тысяч знаков за раз, лишь бы написать.
  3. Писать, если не чувствуете вдохновения.
  4. Отчаиваться.
  5. Бросать недописанную книгу, потому что хочется застрелиться.

Как работать над обычным текстом

Если вы пишете нативный материал — помните о читателе, аудитории и том, что надо не продавать, а рассказывать. Нативная реклама — естественная.

Обычный текст не делайте продающим. Хороший уникальный текст и так продаст, и войдет в историю поисковика и в топ выдачи. Плохой текст не спасут расшары, лайки, репосты и топ выдачи.

Если вы пишете колонку, то будьте экспертными. Или найдите эксперта, в конце концов.

Пост должен быть емким, кратким, информативным и по делу. Ну, либо с отличным юмором.

Не надо:

  1. Читать и брать за образец рекламные тексты. Это больше не работает.
  2. Шутить сверх меры.
  3. Лить воду и витиевато изъясняться.
  4. Сводить счеты с конкурентами и врагами.
  5. Бесконечно цитировать.
Читать еще:  Кем пойти работать в 18 лет

Как редактировать себя

Жалость к себе или излишняя самоуверенность — худшее, что может быть. Когда редактируете собственный текст — читайте, будто это не ваше творение, а чужое.

Будьте безжалостными по отношению к себе и к другим.

  • Удалите неподходящие слова.
  • Уберите лишнее.
  • Проверьте диалоги на реалистичность.
  • Проверьте информацию.
  • Уберите объяснения там, где они не нужны.
  • Вставьте разъяснения, где они необходимы.
  • Разбейте текст на блоки.
  • Помните об абзацах.

Как не надо:

  1. Жалеть себя и свой текст.
  2. Пытаться отредактировать за раз и по верхам.
  3. Лениться.
  4. Оставлять как есть.
  1. Будьте честными.
  2. Работайте над собой.
  3. Будьте искренними.
  4. Не жалейте себя.
  5. Проверяйте все, что пишете.
  6. Купите книгу Николая Кононова «Автор, ножницы, бумага».
  7. Запишитесь на курс копирайтинга от Сергея Короля или пройдите программу по «Контент-маркетингу».
  8. Вы прекрасны.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Работа с текстом

Работа с текстом — это много разных дел. Это поиск нужных текстов, это правильное чтение нужных вам текстов, это умение самому писать понятные, яркие и живые тексты.

Эффективное чтение

Как найти нужный текст и нужную информацию? Во-первых, нужно понять и определиться, чего вы на самом деле хотите, какие ваши цели. Во-вторых, нужно читать правильные книги. В-третьих, эти книги нужно читать правильно, а не как вы :).

Чтение бывает разным. Одному важно, будет ли книга интересной и увлекательной, другому – какие результаты она позволит достичь. Одни читают, потому что чтение захватывает, и потому что так можно провести время, другие – для того, чтобы достичь поставленных целей. Первое чтение назовем процессным, отслеживают результаты после каждой прочитанной книги. Это — важнейший навык.

Поэтому общее направление остается: если вы берете в руки книгу, тем более начинаете ее читать, вы должны четко знать, что вы в ней будете читать, как долго будете это делать, какой результат вы от чтения ждете и где результаты чтения вы в своей жизни примените.

Отдельная задача — понимание текста. Текст можно понимать на разных уровнях. Три основных уровня понимания — возможность презентации (знать — не знаю, а рассказать — расскажу), уровень рабочего понимания (понимаю все основное, но в общих чертах) и глубокое понимание текста (понимаю в мельчайших деталях). Учитывая, что это все разные технологии, то и пониманию текста нужно учиться, как и любым другим важным для жизни навыкам.

Глубокое понимание текста предполагает логический анализ текста (ЛАТ). Что это такое? Это навык находить в самом запутанном тексте его основные смыслы (или обнаруживать, что смысл в тексте отсутствует), восстанавливать логику написанного текста и логику мышления автора, писавшего текст.

Область применения — научные и научно-популярные тексты Как читать художественную литературу — отдельный разговор, см..→

Когда автор что-то пишет, он сам еще не всегда разобрался в том, что он хочет сказать. Но — пишет. Задача читателя в этом случае — понять то, что написал бы автор, если бы разобрался сам в своих мыслях. Чем выше ясность мышления писателя, тем более осмысленные, четкие и логически простроенные тексты он пишет. Чем лучше отработан у вас навык ЛАТ (логического анализа текста), тем лучше и быстрее вы разбираетесь в текстах. И не только в текстах письменных, но и устных — начинаете лучше понимать, что хотят сказать вам люди, с которыми вы разговариваете.

Навык ЛАТ помогает не только эффективному чтению, но и эффективному написанию текстов.

Эффективное написание текстов

Тут — разумные алгоритм, как быстро написать достаточно разумную статью. Как написали, проверьте свой текст по следующим правилам, которые сделают его более удобным и привлекательным для чтения. Если собираетесь работать со своим текстом более серьезно, обратите внимание на статью Создание текста.

Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем)

С развитием информационных технологий методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает использование новых подходов при работе. В данной статье освещаются продуктивные приемы работы с текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование.

Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом.

  • Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу.
  • Учебные пособия содержат довольно большой объем материала.
  • Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.

Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.

Читать еще:  Лучшие качества человека при устройстве на работу

Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.

Виды чтения

  • Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
  • Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
  • Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).

Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.

Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения

  • Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
  • Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
  • Познакомиться со структурой текста.
  • Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
  • Знакомство с оглавлением.
  • Использовать аннотации к текстам.

Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения

  • Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
  • Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
  • Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения

  • Выделение смысловых частей читаемого текста.
  • Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
  • Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
  • Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
  • Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
  • Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
  • Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
  • Составление суждений учащихся.
  • Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
  • Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
  • Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

Фрагмент урока английского языка, направленного на обучение изучающему виду чтения

Работа над любым текстом по иностранному языку состоит из трех этапов:

Предтекстовый этап подразумевает ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение, а также прогнозирование содержания текста.

Упражнения для предтекстового этапа

  • Соотнесение значения слова с темой: заполнение пропусков в предложении из ряда предложенных слов.
  • Расширение потенциального словаря учащихся: просмотр текста и нахождение слов общего корня.
  • Распознавание значения грамматических явлений: выделение определенных частей речи и их выборочный перевод.
  • Прогнозирование языковых средств и содержания текста: чтение вслух только тех частей предложений, которые отвечают на вопрос учителя.

Текстовый этап подразумевает чтение текста и работу над его лексико-грамматическим материалом.

Упражнения для текстового этапа

  • Чтение текста и выделение в нем ключевых предложений и слов.
  • Контроль понимания текста: определение верных и неверных утверждений; ответы на вопросы.
  • Выделение основных частей текста.
  • Соотнесение отдельных частей текста: чтение определенных абзацев с целью подтверждения фактов.
  • Сокращение или перифраз текста: замена предложений синонимичными оборотами.
  • Выборочный перевод текста.

Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи.

Упражнения для послетекстового этапа

  • Определение познавательной ценности прочитанного: комментарий к определенным частям текста.
  • Развитие навыков монологической и диалогической речи на основе текста: составить диалог или ситуацию по теме текста. Возможно использование функциональных таблиц Пассова, логико-смысловых карт проблемы.
  • Написание аннотации, резюме текста.

Чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо:

  • Тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей.
  • Четко ставить задачи перед учащимися.
  • Ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию;
  • Не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector