Betonzavod-oreol.ru

Деньги и бизнес
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа с текстами научного стиля

Публикации

Работа с текстами научного стиля

Зыкова Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416

Формирование универсальных учебных действий
при работе с текстами научного стиля

  • Как связано заглавие текста с изучаемой ними темой?
  • Выскажите свои предположения о его содержании.
  • Что нужно знать, повторить, чтобы понять этот текст?
  • Прочитайте эпиграф. Подумайте, как он может быть связан с текстом.

Виды заданий по анализу текста

Формируемые УУД

Ответьте на вопросы по тексту.

Сделайте выписки из текста на заданную тему.

Задайте к тексту вопросы разного уровня сложности (простые, оценочные, уточняющие, практические, творческие, интерпретации; что…? как…? почему…? и т.д.)

Выделите известную вам ранее информацию в тексте.

Выделите неизвестную вам ранее информацию в тексте.

На какие вопросы вы не нашли ответы в тексте.

Сформулируйте главную мысль текста.

Составьте план статьи.

Выпишите ключевые слова.

Выпишите незнакомые слова.

Составьте словарь терминов, использованных в тексте.

Сформулируйте понятия, не данные автором текста.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

определение основной и второстепенной информации;

осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Назовите существенные признаки понятий, предметов.

Найдите основания, на основе которых можно сопоставить понятия.

Сопоставьте разные точки зрения, представленные в тексте.

Подберите свои примеры для иллюстрации понятий, о которых говорится в тексте.

Разработайте алгоритм применения правила.

Создайте инструкцию по применению.

Дайте рецензию на статью.

Составьте свой вариант параграфа, используя дополнительную литературу.

Составьте аннотацию на научно-популярную книгу.

Логические УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Сопоставьте ваши первоначальные представления о тексте и фактические.

Что нового, интересного, полезного узнали из текста?

Где можно применить эти знания?

На какие вопросы вы не нашли ответы в тексте.

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели найти ответы в дополнительной литературе?

Регулятивные УУД:

прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Дайте развернутый монологический ответ по заявленной теме.

Дайте рецензию на ответ ученика.

Коммуникативные УУД:

постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации для копирайтера

Автор: Даниил Шардаков
Дата записи

Научный текст и научная статья в копирайтинге отличаются особым стилем, который имеет четкие требования к написанию. В этом материале будут рассмотрены ключевые моменты оформления научных текстов с примерами и пояснениями. К концу прочтения этой статьи Вы будете сами в состоянии создавать собственные примеры научного текста.

Если Вам нужен наглядный пример научной статьи, то его можно найти на этой странице.

Любому копирайтеру рано или поздно приходится столкнуться с задачей написания научного текста. Цели таких текстов могут быть различными, например, создание материала с подробным техническим обоснованием или просто выполнение заказа на написание научной статьи. Однако в отличие от продающих текстов, традиционных веб-публикаций или записей в блоге, научный текст требует к себе особого подхода. Проявляется этот подход в строгом стиле и жестких рамках. Рассмотрим подробнее на примерах.

1. Структура научного текста

Для научных текстов не актуален принцип «перевернутой пирамиды». Вместо этого используется четкая последовательная структура. Научный текст должен обязательно быть логичным и последовательным.

Как правило, заключение дается в конце текста, в то время как для классического копирайтинга и веб-публицистики характерно ставить выводы в начале.

Если в научных текстах предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод.

Пример научного текста №1:

Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.

В этом примере научного текста нет структуры. Вывод идет в начале текста и вызывает сразу ряд вопросов: «Почему?», «Откуда?». Несмотря на то, что вопросы могут раскрываться далее по тексту, структура уже нарушена.

Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.

2. Манера изложения научного текста

Научные тексты и научные статьи отличаются двумя ярко выраженными особенностями в плане манеры изложения автора:

  • Научный текст пишется всегда в безличной форме.
  • В научном тексте отсутствует диалог с читателем.

В плане манеры изложения научный текст прямо противоположен записи в блоге. Для него неприемлем разговорный стиль. Все пишется жестко и официально.

Пример научного текста №2:

Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!

Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.

3. Лексика научного текста

Научный текст всегда пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова как:

  • характерно
  • соответственно
  • исходя из
  • следовательно
  • применительно
  • относительно
  • предполагает использование и т.д.

Пример научного текста №3:

Неверно: Большие емкости для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки часто используются в виде вагонов поездов.

Верно: Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности.

4. Примеры в научном тексте

В отличие от традиционного копирайтинга, где самые лучшие примеры – примеры из повседневной жизни, научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.

Пример научного текста №4:

Неверно: Очередной пример борьбы с воровством: вчера тетя Глаша «запалила» маленького Яшу, бесстыдно тырящего у нее в саду яблоки, достала ружье и начала палить солью с таким энтузиазмом, что на следующий день сесть не могли не только Яша, но и три голубя, две вороны, а также бывший разведчик, ныне пенсионер, дядя Ваня, который, на свою беду, в то время сидел на соседней яблоне с биноклем.

Верно: Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.

5. Сложность научной статьи

Для традиционного копирайтинга чем проще текст – тем он лучше и доступнее. Научный текст доступность в приоритет не ставит. Для научного стиля простота предложений не характерна, вот почему рекомендуется использовать предложения средней сложности.

Кроме того, в научных текстах, как правило, никогда не «разжевываются» прописные истины. Научный текст пишется для узкого круга компетентных людей, а не для широкой аудитории.

Читать еще:  Реальная работа без вложений

Пример научного текста №5:

Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.

Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.

6. Сленг и жаргон в научном стиле

Сленг и жаргон не используются в научном стиле. Даже те слова, которые пользуются популярностью в кругу специалистов, в тексте заменяются характерной лексикой. Любое сленговое выражение можно заменить научным аналогом.

Пример научного текста №6:

Неверно: Кривой грызун спохабил все результаты эксперимента.

Верно: результаты эксперимента были недостоверны из-за неисправности манипулятора.

7. Ссылки и авторские права

Как правило, все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее. Новые диссертации, например, пишутся на основе уже существующей литературы с внесением собственного вклада автора. При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно должен сделать ссылку. Ссылки могут также указывать на приложения, рисунки и таблицы.

Самым наглядным примером использования ссылок является всемирно известная Википедия.

В конце научного текста, как правило, указывается список литературы и прочих источников, на которые в самом тексте делается ссылка.

Пример научного текста №7:

Неверно: В результате проведенных экспериментов было доказано, что психика североафриканских ежей крайне чувствительна и уязвима.

Верно: На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.

1. Ежов Е.Е. Психология североафриканских ежей, М.: Издательство, 2010 г.

8. Требования нормативных документов

В большинстве случаев оформление научных текстов регламентируется тем или иным общепринятым стандартом (например, ГОСТом). Вот почему в зависимости от типа публикации могут предъявляться различные требования к оформлению рисунков, таблиц, абзацев и прочего.

Такие требования, как правило, не актуальны для публикации текстов в сети Интернет.

9. Полнота научного текста

В идеале научный текст в копирайтинге должен соответствовать одному важному правилу, которое уже было затронуто в статье «Оптимальный размер статьи в копирайтинге»: он «должен быть как шар». Иными словами, Ваш текст должен раскрывать тему настолько полно, чтобы не оставлять никаких лишних вопросов.

10. Разнообразие научных текстов

Научные тексты бывают трех видов:

У каждого из них свой адресат и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста – научный. Используется специалистами для специалистов.

Научно-учебный текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д.

Наконец, научно-популярный текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются.

Резюме: умение писать научные тексты и статьи позволяет копирайтеру существенно поднимать цену своего труда. А знание основ научного стиля и изучение готовых научных текстов позволит развить это умение. Как результат, копирайтер может зарабатывать больше.

  • Метки

Автор: Даниил Шардаков

Даниил Шардаков — инженер, интернет-маркетолог, и копирайтер. Практик. Ведущий преподаватель международной IT-академии в Минске. Основатель лаборатории бизнес-коммуникаций и института бизнес-копирайтинга.

Мастер-класс «Работа с научно-популярными текстами в технологии продуктивного чтения»

Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему: «Работа с научно-популярными текстами в технологии продуктивного чтения»

Прежде чем вести разговор о научно-популярных текстах, давайте вспомним стили речи:

С какой целью употребляем?

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.

Обращения, слова высокого стиля.

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Все богатства лексики

Мы видим, что научный стиль является одним из основных. В этой таблице хорошо просматриваются его цель и сфера употребления. Так как это целый пласт речи, он представлен в литературе большим количеством жанров.

Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

В учебнике для вузов «Культура русской речи» (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями:

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров , соответствующих разновидностям научного стиля. Нас интересуют, прежде всего, последние две строки этой таблицы.

Научный стиль речи

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Словарь, справочник, каталог

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис — утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете).

Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста.

Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации — примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Аудитория, читающая научно-популярные тексты обычно не имеет специальных знаний в данной области. Особенностью такого текста является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи.

Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (Если они есть, каждый из них подробно поясняется).

Особенностями научно-популярного стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации.

Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Важно единство требований к научно-популярному тексту

Требуется знакомство читателя с научным понятием, поэтому используются термины .

Занимательность достигается объединением элементов научной и художественной речи. Для научно-популярного текста характерна образность, т.е. использование образных средств языка. Но функция образа вторична, это служебная функция. Образ помогает разъяснить информацию , подать материал. Он выполняет и эмоционально-экспрессивную функцию – личное отношение к материалу, что является одной из предпосылок интереса к книге. Могут вставляться отрывки из художественных произведений, приводиться рассказ об историческом событии, передаваться легенда, миф.

Используются изобразительно-выразительные средства языка :

Используются элементы разговорной речи , Модальные слова , (к счастью, к несчастью), вопросно-ответные комплексы . С их помощью автор управляет вниманием читателя, имитирует диалог, устанавливает с читателем обратную связь. Но цель такого объединения одна – заинтересовать читателя.

Заголовок выполняет информативную и рекламную функцию. С одной стороны даёт информацию о теме, с другой стороны – завлекает. В заголовках используются экспрессивные средства языка.

Я еще раз хочу подчеркнуть различия между учебно-научными и научно-познавательными текстами.

Учебно-научные тексты есть в учебниках по всем предметам. Учить детей читать такие тексты и работать с ними тоже необходимо. Это требование сегодняшнего времени и новых стандартов.

Читать еще:  Работа без вложений вывод сразу

В учебно-научных текстах иной предмет познания – не образы, а понятия, в связи с этим меняется цель чтения –

усвоение связей и основных признаков понятия, явления,

усвоение элементов понятия,

формулирование обобщенных выводов,

заключение по поводу основной мысли текста.

Как мы увидели ранее, отличаются научно-учебные тексты построением, логикой изложения и особым точным, лаконичным языком. Чтобы освоить содержание текста, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, шрифтовые выделения в тексте, зарисовки деталей объекта.

А научно-популярная литература дополняет и углубляет систему знаний, даёт больше возможностей для поиска истины, при этом читатель в процессе осмысления текста использует связи между отдельными учебными предметами. Неслучайно такие тексты мы используем в комплексных работах. Тексты научно-популярного стиля сложнее для восприятия, поэтому для эффективной работы требуется определенная предварительная подготовка, цель которой уточнение и обогащение опыта детей.

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя , способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется вот такими умениями:

владением техникой чтения,

приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Большое внимание на уроках литературного чтения последнее время мы уделяем не только формированию техники чтения и пониманию прочитанного, но и развитию следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

По нашему мнению, именно эти показатели составляют умение работать с текстом. Можно так их расшифровать:

«прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме»; выделение главного и второстепенного содержания;

«сравнение и противопоставление заключённой в тесте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста»;

«связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».

Изучив примерную программу по литературному чтению, мы особо выделили раздел «Виды читательской деятельности», который включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений :

воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии);

воссоздать картины жизни, представленные автором;

устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах,

понимать авторскую позицию в произведениях, выделять главную мысль текста.

Связав всё изученное по интересующей нас теме,мы приступили к поэтапному внедрению системы работы с текстом на уроках в начальной школе.

Прежде всего, мы даём себе отчёт в том, что теория литературы младшим школьникам вообще не нужна, а вот научить чтению нужно. И не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Поэтому у нас получились следующие цели работы (по возрастам от 7 до 10 лет) по классам:

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).

2 класс — обучение детей работать с текстом:

читать и понимать прочитанное;

делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения);

выделение опорных слов (словосочетаний);

определять героев и давать характеристику им и их поступкам.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлектировать их содержание, давать оценку прочитанному:

выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);

находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

выделять главную второстепенную информацию;

выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

Для обучения работе с научно-популярными текстами, по нашему мнению, нужно соблюдать и некоторые условия :

Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующие возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, из СМИ.

Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию : например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, формирование словарного запаса речи, её эмоциональности, правильности, точности и выразительности).

При работе над данным направлением необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем .

Обязательно при работе с научно-популярными текстами нужно научить детей ставить перед собой серию вопросов:

1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):

о чём ты мне расскажешь?

хочу ли я тебя прочитать?

я понимаю, что читаю?

трудно мне читать или легко? Почему?

зачем мне нужно прочитать этот текст?

что узнаю из него нового?

о чём же всё- таки я прочитал?

зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.

А теперь приступим к практической работе.

Прочитайте тексты для 4 класса №1 «Сорока» Д. Кайдогорова, №2 «Болтливая сорока» Е.Чарушина. Можете устно ответить на вопросы или просто просмотрите их. Вернуться к кадрам 12, 13,14.

По каждому из этих текстов проводится отдельный урок . Можно для анализа произведений воспользоваться вопросами в конце текстов. Информация накоплена. На следующем уроке можно сравнивать эти тексты.

Для того чтобы умело использовать накопленную информацию, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать. Я предлагаю вот такую форму систематизации, как эта опорная таблица.

Что нам надо сделать, чтобы её заполнить? (записать на доске)

Выявить самые важные различия

Проверить эту таблицу на других произведениях

Работаем в парах. Стиль своего текста вы конечно же определили. Впишем его название на нужную строчку. Попробуем заполнить остальное:

Стиль научных текстов — история и процветание

Научный стиль как явление знаком всем. Кто-то чаще, кто-то реже, но все мы рано или поздно сталкиваемся с ним.

Допустим, научно-популярные статьи интересны далеко не всем, но лекции в ВУЗах и даже объяснения на уроках в школе еще не забыты. Этим стилем написаны все знакомые нам учебники, инструкции, аннотации.

История возникновения

Научный стиль возник сравнительно недавно. И формирование его еще не закончено. Можно было бы предположить, что этот стиль возник одновременно с наукой, то есть тогда, когда философы и ученые древности начинали систематизировать опыт в различных областях. Но это не так.

При ближайшем рассмотрении легко понять , что научные труды времен Платона и Аристотеля отличались совершенно несвойственной научному стилю эмоциональностью и субъективностью.

Это объясняется тем, что накопленный опыт был столь мал, что не требовал еще для описания использования функциональной терминологии. Появление отдельного стиля связывают с александрийским периодом, когда в греческом языке уже образовалось достаточное количество специальных терминов, позднее пришедших из греческого и в другие языки.

Читать еще:  Тезисы работы пример

В средние века европейская наука была тесно связана с религией и говорила с ней на одном языке.

Латынь — язык средневековых ученых и богословов. Это во многом определило дальнейшее развитие специальной терминологии во всех областях науки.

В Европе окончательное отделение научного стиля от художественного можно отнести к эпохе возрождения.

Именно в этот период ученые в стремлении к точности и лаконичности абстрактно- логического описания явлений отходят от использования эмоциональных художественных средств языка.

В России данный стиль берет начало в первой половине 18 века, В трудах М.Ю. Ломоносова, С.П. Крашенникова, И.И. Лепехина и других, опупликованных Российской академией. Окончательно приобрел знакомые современные черты научный стиль русского языка к середине 19 века.

Манера изложения научного текста

В зависимости от тематики материала терминология и манера изложения, естественно, отличаются. Не могут быть тексты по физике и по философии быть слишком похожими.

Но всегда сохраняется набор общих черт, которые всегда присутствуют в научном тексте, будь то статья, учебник или монография.

Что касается устного текста, например, доклада на конференции, это:

  1. Научный текст всегда обезличен. Он никогда не пишется от первого лица.
  2. Это сухое безэмоциональное, максимально формализованное изложение, лишенное образных средств языка.
  3. Содержит обилие терминов.
  4. Не допускается использование разговорной лексики.

Для письменного текста все вышеизложенное также справедливо. Но помимо этого письменные тексты характеризуются использованием таблиц, графиков и диаграмм.

Сложность научной статьи

Не смотря на то, что научный стиль и инфо-стиль имеют некоторые общие черты, научная статья и работа копирайтера отличаются как небо и земля. Работа над статьей требует полной сосредоточенности и немалой подготовки.

Научные работы отличает максимальная информационная насыщенность текста. То есть так называемой «воды» должен быть самый минимум, достаточный для удобства восприятия. В результате должен получиться сжатый, логичный, максимально информативный текст с использованием графиков, диаграмм, таблиц.

Отдельного описания заслуживают тезисы, основные положения научной работы. Тезисная статья в несколько раз короче текста всей статьи и представляет собой краткую выжимку из всей работы. Важно помнить, что тезисы не дополняют статью, а логически из нее следуют.

Сложность также представляет оформление статьи. Следует обратить особое внимание на аффилиации (сведения об авторе). Обязательно нужно указать принадлежность к организации, например, университету.

Структура научного текста

Структура текста от шапки работы до заключения полностью определяется выбранным стилем и жанром. Научный текст подразумевает наличие введения, заключения и основной части.

Хорошо, если основная часть, которая должна быть по объему значительно больше введения и заключения, в свою очередь разбита на несколько глав.

Это говорит об авторе работы, как о грамотном специалисте, который глубоко разбирается в теме. В зависимости от объема научной работы главы могут быть поделены в свою очередь на подтемы, каждая из которых соответствует абзацу текста.

Научный стиль многообразен и имеет свои разновидности (подстили): научно-популярный, деловой, технический (производственно-технический), публицистический, учебно-научный.

Научно-популярный

Такой подстиль написания подходит для аудитории, которая не имеет специальных знаний в соответствующей области науки. При этом специальные термины и точные данные в цифрах используются по минимуму.

Подаваемые таким образом тексты сравнительно легки и удобны для восприятия и понимания. Чаще всего этот подстиль используется при написании научно-популярных журналов, детских энциклопедий, новостей науки в СМИ.

Учебный

Этот подстиль с говорящим названием нужен для написания учебников, пособий, проведения лекций и т.д.

Основная задача при этом — помочь учащимся в освоении новой информации. Для учебного (научно-учебного) подстиля характерно изложение материала от общего к частному,активное использование функциональных терминов.

Собственно-научный

Этот стиль предназначен для именно научных работ: монографий, диссертаций, статей, рецензий и т.д. То есть для первичных жанров стиля, они пишутся специалистами и для специалистов. Его особенности: использование терминов, общенаучных понятий, дедуктивный способ изложения.

Технический

Адресат — узкий специалист технико-технического профиля. В данном случае этот подстиль используется для применения достижений фундаментальной науки на практике. Применяется при составлении инструкций, эксплуатационной документации.

Основные признаки научного стиля речи

Научный стиль — самый функциональный стиль речи,предназначенный для наиболее точной передачи информации и отражающий особенности теоретического мышления.

Лексические особенности научного стиля

Выделяют три части лексики научного стиля: общеупотребительная (нейтральная), общенаучная, специальная (терминологическая).

Специальную часть составляют термины — слова или словосочетания, принятые для обозначения предметов или явлений в пределах конкретной области науки и номенклатурные знаки (например, марки приборов, механизмов, географические названия, названия предприятий, учреждений и др.).

Общенаучная лексика — значительная часть данного стиля речи, непосредственная часть метаязыка науки, используемая для описания объектов и явлений. То есть это слова, которые преобладают в любом научном тексте к какой бы области он не относился.

Общеупотребительная лексика как правило используется лишь как вспомогательная, для логической связки других частей речи.

Морфологические особенности научного стиля речи

Морфология стиля также имеет свои особенности.

В речи над глаголами преобладают существительные. Глаголы зачастую заменяются словосочетаниями с отглагольными существительными. Пример: упрощение, нагревание, окисление.

Абстрактные и вещественные существительные употребляются во множественном числе.

Пример: высокие температуры, глинистые почвы.

Обобщенность и обезличенность научного стиля выражается обилием существительных среднего рода.

Пример: построение, напряжение, перераспределение.

Превосходная и сравнительная степени имен прилагательных в большинстве случаев образуется с использованием наречий.

Пример: наиболее корректный, менее морозостойкий и т.д.

Формы глаголов первого, второго лица единственного числа практически не употребляются, как и местоимение Я, так как научная речь как правило обращена к широкой аудитории. Даже автор лично обычно использует максимально обезличенное Мы.

Пример: мы используем, нами доказано.

Синтаксические особенности

  1. Подчеркнутая логичность научного стиля предполагает прямой порядок слов.
  2. Часто используются сложные производные союзы и предлоги. Пример: оттого что, благодаря тому что, между тем как,в течение, при помощи, несмотря на.
  3. Большая часть предложений в тексте повествовательная.
  4. Широко применяются причастные и деепричастные обороты.
  5. Стоит отметить обилие безличных и неопределенно-личных предложений, в которых главным членом является глагол первого лица, множественного числа.
  6. Среди сложных предложений преобладают союзные сложноподчиненные предложения. Это объясняется стремлением к наиболее точному, логичному изложению информации.

Сленг и жаргон в научном стиле

Никакие сленговые и жаргонные выражения не используются в научной речи. Даже если в какой-либо области науки существуют специфические выражения, достаточно полно объясняющие предметы и явления, понятные только специалистам, но не относящиеся к терминологии, они всегда заменяются терминами и общенаучной лексикой.

Примеры научного стиля

Примеры применения научного стиля можно встретить в любом учебнике, в любой энциклопедии, научной статье. Как сильно отличается научный стиль от художественного наглядно покажет изложение того же текста собственно-научным подстилем.

Потому, что пьяный добрей и умней трезвого. Пьяный больше любит музыку, чем трезвый. О, моя сладкоголосая квинта! Не будь на этом свете пьяных, недалеко бы ушло искусство! Молись же, чтобы те, которые будут нас слушать, были пьяны!

А так написал бы ученый.

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что употребление этилового спирта в количестве не менее 1,5 промилле, приводит к облегчению восприятия звуковых волн определенной длины и увеличению адаптивных способностей психики человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector