Betonzavod-oreol.ru

Деньги и бизнес
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работаем над текстом

Работаем над текстом!
учебно-методический материал

Печатные заголовки, надзаголовки, подзаголовки

Заголовок является «визитной карточкой» текста. Заголовком читателя надо заинтриговать. Придумывают его и пишут по окончании работы над текстом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Работаем над текстом!

Печатные заголовки, надзаголовки, подзаголовки

Заголовок является «визитной карточкой» текста. Заголовком читателя надо заинтриговать. Придумывают его и пишут по окончании работы над текстом.

Заголовок должен быть ясным, понятным, не комментирующим. В нем не должно быть лишних слов, особенно прилагательных. Следует избегать штампов. В заголовках можно использовать игры с рифмами, повторения, использование двузначных слов, аллитерации («Бессовестный советчик», «Слух и нюх» и т.п.).

Надзаголовки, подзаголовки дополняют основной заголовок, вносят дополнительную ясность. Графически изображаются более мелким шрифтом, иногда даже другого типа.

Виды лидов:

  • Резюме – лид, кратко излагающий информацию, отвечает на основные вопросы – Кто? Что? Где? Когда?
  • Одиночный – подчеркивает только один, самый важный факт. Его роль – расширение заголовка
  • Драматический, подчеркивает остроту ситуации, очень экспрессивен
  • Лид-цитата, основан на высказывании определенного лица
  • Описательный (очерковый), начинается интересной, красочной деталью, которая вводит в атмосферу события
  • Прогнозирующий – в нем автор предполагает какое-то событие и предвидит реакцию общественности на него
  • Вопросительный – журналист может не раскрывать сути материала, обращается к читателю с вопросом
  • Аналитический, в котором присутствуют как минимум два противоположных тезиса
  • Анекдотический – анекдот, главная мысль которого является вступлением к тексту

Ученые утверждают: степень понимания текста зависит от длины предложения. Предложения должны быть по возможности простыми и короткими, состоять из нескольких слов. Очередность употребляемых слов имеет информационную ценность. Самые важные слова в предложении – первое и последнее.

Хороший абзац должен опираться на одно основное предложение, развивать мысль, которая содержится в основном предложении; быть связанным с предыдущим абзацем посредством повторения имени существительного, местоимения, а также связки.

Великий и могучий на службе у журналистики

Журналист должен свободно владеть литературным языком, но литератором ему быть необязательно. При написании журналистских материалов главное соблюдать основные правила:

А) сделай свой текст настолько информационным, насколько это потребуется

Б) не перегружай текст информацией, если в этом нет необходимости

В) старайся, чтобы твой текст передавал только правду (не пиши того, что кажется тебе фальшивым, или того, о чем у тебя нет четкого представления)

Г) пиши по теме и не пиши то, что для темы несущественно

Как работать над текстом и не облажаться

Ксения Суворова, редактор блога «Нетологии» и руководитель курса «Контент-маркетинг», рассказала о том, как выражать личный стиль, работать над текстом и редактировать себя, адаптировав некоторые уроки из книги Николая Кононова «Автор, ножницы, бумага».

Все, кто пишет тексты, сталкивались с тем, что не знали ответов на эти вопросы:

  • Как определить: текст хороший или не очень?
  • Как сформировать личный стиль и уместен ли он?
  • Как правильно работать над текстом?
  • Можно ли редактировать себя самостоятельно и если да, то как?

Я постаралась ответить на эти вопросы с помощью книги главного редактора «Секрета фирмы» Николая Кононова. Этот текст — логическое продолжение статьи «Пяти правил автора, ножниц и бумаги».

Личный стиль

Многим кажется, что личный стиль — это миф. Другим — что это пережиток прошлого. Некоторые ратуют за то, что каждый текст должен отражать автора. А у четвертых просто нет мнения по этому вопросу.

Но на самом деле все просто:

Разным текстам — разный подход.

Все мы говорим не шаблонно, а по-разному. У одних речь более литературная, у других — насыщена эпитетами и метафорами, одни могут употреблять мат, а иные — нет. В этом-то и кроется весь секрет личного стиля. Он просто показывает, кто вы есть.

Но почему тогда разным текстам — разный подход? Потому что нельзя сыпать метафорами в продающем тексте — читатель просто не поймет. Нельзя думать, что от имени бренда можно ругаться матом. Или посылать на три буквы читателей, обзывая мудаками, только по той причине, что вы так привыкли.

Личный стиль может быть как уместен, так и нет.

Если вы решили, что все-таки он нужен, то вот советы от Николая Кононова:

  • Создавайте интонацию — это ваш взгляд на мир, ваш собственный язык. Его можно тренировать ежедневным письмом, разговором, чтением книг, общением и просмотром интеллектуального (или не очень) кино.
  • В некоторых случаях читателю правда может быть интересен ваш мир. Сделайте его глубоким, а то читать будет не о чем.
  • Ваш личный стиль не должен крутиться вокруг вас. Это же не автобиография.
  • Личный опыт — это хорошо, но пытайтесь немного абстрагироваться.
Читать еще:  График работы работников

Не надо:

  1. Если вы решили выражать личный стиль, писать сухо, с канцеляризмами и строгими формулировками.
  2. Стесняться себя и своей истории.
  3. Забывать читать классику и хорошую литературу.
  4. Избегать словарей.
  5. Писать как пишется — лишь бы было. Это уже графомания.

Как работать над длинным текстом

Допустим, вы все же поняли, как хотите писать. Допустим, вы даже решили, как именно будете это делать. И, к тому же, все-таки нашли себя, свои мысли, идеи и личный стиль. Но вы сели писать и тут начали всплывать проблемы.

1. Текст живет своей жизнью.

Так происходит, когда в голове нет плана, и вы не знаете, как хотите развивать историю. Затем просто растекаетесь мыслями по древу, перескакивая с пятое на десятое. Так и возникает: текст обо всем и ни о чем.

Надо знать, о чем вы пишете. В чем сюжет и как он будет развиваться.

2. Рамки поставлены, а текст слишком большой и в нем много лишнего.

Убирайте воду. Она точно лишняя. Всегда и везде. Отправляйте в топку:

  • лишние слова;
  • разъяснения;
  • переливание из пустого в порожнее;
  • мемуары;
  • личные соображения.

3. Вас достал текст.

Да, такое тоже бывает. Смотрите на свое творение и думаете: «Что за ерунда?». Порываетесь удалить все, сжечь и развеять прах по ветру. Это нормально.

Если вас достал текст, отложите его, а потом, прежде чем перечитать, задайте себе вопрос: «в чем была мысль, была ли она донесена, тот ли этот сюжет или я что-то сделал не так?»

Перечитайте текст и приступайте к редактуре:

  • Проверьте, нет ли воды. Если есть — удалите.
  • Отследите, все ли хорошо с сюжетом, яркие и четкие ли линии и сюжетные перипетии.
  • Вся ли информация проверена.
  • Добавьте юмора или драмы, если это необходимо.

Не надо:

  1. Писать с отрывом на сон и потом свалиться с нервным срывом.
  2. Писать по 100 тысяч знаков за раз, лишь бы написать.
  3. Писать, если не чувствуете вдохновения.
  4. Отчаиваться.
  5. Бросать недописанную книгу, потому что хочется застрелиться.

Как работать над обычным текстом

Если вы пишете нативный материал — помните о читателе, аудитории и том, что надо не продавать, а рассказывать. Нативная реклама — естественная.

Обычный текст не делайте продающим. Хороший уникальный текст и так продаст, и войдет в историю поисковика и в топ выдачи. Плохой текст не спасут расшары, лайки, репосты и топ выдачи.

Если вы пишете колонку, то будьте экспертными. Или найдите эксперта, в конце концов.

Пост должен быть емким, кратким, информативным и по делу. Ну, либо с отличным юмором.

Не надо:

  1. Читать и брать за образец рекламные тексты. Это больше не работает.
  2. Шутить сверх меры.
  3. Лить воду и витиевато изъясняться.
  4. Сводить счеты с конкурентами и врагами.
  5. Бесконечно цитировать.

Как редактировать себя

Жалость к себе или излишняя самоуверенность — худшее, что может быть. Когда редактируете собственный текст — читайте, будто это не ваше творение, а чужое.

Будьте безжалостными по отношению к себе и к другим.

  • Удалите неподходящие слова.
  • Уберите лишнее.
  • Проверьте диалоги на реалистичность.
  • Проверьте информацию.
  • Уберите объяснения там, где они не нужны.
  • Вставьте разъяснения, где они необходимы.
  • Разбейте текст на блоки.
  • Помните об абзацах.

Как не надо:

  1. Жалеть себя и свой текст.
  2. Пытаться отредактировать за раз и по верхам.
  3. Лениться.
  4. Оставлять как есть.
  1. Будьте честными.
  2. Работайте над собой.
  3. Будьте искренними.
  4. Не жалейте себя.
  5. Проверяйте все, что пишете.
  6. Купите книгу Николая Кононова «Автор, ножницы, бумага».
  7. Запишитесь на курс копирайтинга от Сергея Короля или пройдите программу по «Контент-маркетингу».
  8. Вы прекрасны.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Виды работы над текстом в начальной школе

В процессе модернизации программа обучения литературному чтению общеобразовательной школы подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

Формирование функционально – грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой грамотности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

Читать еще:  Кем можно работать после армии

— формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

— введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно- этических ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

— развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

— приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико–литературными понятиями.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте ния считают одним из нелюбимых.

Каким же мастерством надо владеть учи телю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче, читай еще раз. » Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приема ми работы над содержанием текста.

Основным приемом, обеспечивающим раз витие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каж дый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвое нием прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше вни мания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

На семинаре «Особенности работы над текстом в условиях реализации ФГОС», который я посетила, как раз и поднимались вопросы того, как сделать ребёнка активным участником образовательного процесса на примере уроков литературного чтения.

Я хочу остановиться на приёмах, которые заинтересовали меня больше всего, или были новыми для меня.

Начну с приёмов работы над текстом. Они делятся на предтекстовые, текстовые, послетекстовые.

Предтекстовые приёмы используются перед прочтением текста:

Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем)

С развитием информационных технологий методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает использование новых подходов при работе. В данной статье освещаются продуктивные приемы работы с текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование.

Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом.

  • Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу.
  • Учебные пособия содержат довольно большой объем материала.
  • Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.

Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.

Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.

Виды чтения

  • Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
  • Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
  • Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).
Читать еще:  Кем работать после юридического

Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.

Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения

  • Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
  • Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
  • Познакомиться со структурой текста.
  • Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
  • Знакомство с оглавлением.
  • Использовать аннотации к текстам.

Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения

  • Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
  • Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
  • Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения

  • Выделение смысловых частей читаемого текста.
  • Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
  • Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
  • Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
  • Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
  • Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
  • Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
  • Составление суждений учащихся.
  • Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
  • Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
  • Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

Фрагмент урока английского языка, направленного на обучение изучающему виду чтения

Работа над любым текстом по иностранному языку состоит из трех этапов:

Предтекстовый этап подразумевает ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение, а также прогнозирование содержания текста.

Упражнения для предтекстового этапа

  • Соотнесение значения слова с темой: заполнение пропусков в предложении из ряда предложенных слов.
  • Расширение потенциального словаря учащихся: просмотр текста и нахождение слов общего корня.
  • Распознавание значения грамматических явлений: выделение определенных частей речи и их выборочный перевод.
  • Прогнозирование языковых средств и содержания текста: чтение вслух только тех частей предложений, которые отвечают на вопрос учителя.

Текстовый этап подразумевает чтение текста и работу над его лексико-грамматическим материалом.

Упражнения для текстового этапа

  • Чтение текста и выделение в нем ключевых предложений и слов.
  • Контроль понимания текста: определение верных и неверных утверждений; ответы на вопросы.
  • Выделение основных частей текста.
  • Соотнесение отдельных частей текста: чтение определенных абзацев с целью подтверждения фактов.
  • Сокращение или перифраз текста: замена предложений синонимичными оборотами.
  • Выборочный перевод текста.

Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи.

Упражнения для послетекстового этапа

  • Определение познавательной ценности прочитанного: комментарий к определенным частям текста.
  • Развитие навыков монологической и диалогической речи на основе текста: составить диалог или ситуацию по теме текста. Возможно использование функциональных таблиц Пассова, логико-смысловых карт проблемы.
  • Написание аннотации, резюме текста.

Чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо:

  • Тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей.
  • Четко ставить задачи перед учащимися.
  • Ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию;
  • Не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector