Betonzavod-oreol.ru

Деньги и бизнес
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разработка обзорной экскурсии

Подготовка и проведение городских обзорных экскурсий

При подготовке обзорной экскурсии следует помнить, что многоплановый её характер, включающий различные, зачастую далёкие друг от друга подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой, с помощью которых экскурсовод должен связать их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городских обзорных экскурсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начиная со стадии сбора творческой группой литературного и фондового материалов.

При создании обзорной экскурсии по городу отдаётся предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление власти, героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения. В городских обзорных экскурсиях освещаются следующие основные вопросы: историческое прошлое и архитектурный облик города; народно-освободительное и революционное движение; развитие города. Однако не во всех городах эти вопросы найдут отражение, так как, например, у городов-новостроек нет исторического, революционного прошлого, нет памятников архитектуры. Здесь необходимо рассказать, что было до появления этих городов, рассказать об улицах, площадях, учреждениях, названных именами выдающихся исторических деятелей.

При выборе подтем обзорной экскурсии должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства.

Определение тематики — один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. Не менее важным вопросом является распределение времени для ознакомления с историческим и современным материалом. В городах, имеющих историческое прошлое, много памятников старины, и поэтому большая часть времени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически всё время посвящено рассказу о современности.

В целом экскурсии, в которых отражается современность, подразделяются на три группы: 1) экскурсии, полностью посвящённые показу современности; 2) экскурсии, в которых современный материал включён частично; 3) экскурсии, посвящённые историческим событиям, архитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох, в которых даётся современная оценка прошлому. Глубокому и всестороннему раскрытию современности, показу достижений государства способствует посещение и осмотр промышленных предприятий, научных учреждений, современных жилых районов, культурно-зрелищных и спортивных сооружений. Такой показ возможен в экскурсиях первой группы. В экскурсиях второй группы необходимо не только правильно соотнести исторический и современный материал, но и раскрыть их взаимосвязь, показать, что историческое развитие общества — закономерный процесс. При показе прошлого и современного города используется приём сравнения по контрасту, что убеждает в преимуществах различные пути развития общества, образа жизни. Третья группа экскурсий, посвящённых историческому прошлому, также способствует пропаганде современной действительности. В них экскурсоводу необходимо показывать воздействие явлений, событий прошлого на современную действительность, раскрывать наше отношение к историческим фактам, событиям, давая им современное объяснение и научную оценку.

В содержании экскурсии должен быть пропорционально распределён местный и государственный материал, а история края раскрыта в неразрывной связи с историей всей страны.

Многоплановый характер городской обзорной экскурсии вызывает определённые трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом городе встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать: 1) объекты, имеющие непосредственное отношение к теме экскурсии; 2) наиболее типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т.е. главным критерием является степень их информационности; 3) объекты, отличающиеся подлинностью. Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от основного маршрута (переезд 30-40 минут).

Отбор объектов для показа тесно связан с разработкой маршрута. Маршрут экскурсии должен быть составлен так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного раскрытия всех намеченных подтем и стройного изложения их содержания. Принцип составления маршрута городской обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический.

Подготовка городской обзорной экскурсии более сложная, чем подготовка тематической. В процессе работы, над её созданием, творческая группа должна определить цели и основные подтемы экскурсии, совершить объезд города для предварительного выбора объектов и маршрута, составить список литературы, изучить литературные, архивные источники, фонды в краеведческом музее, материалы в отделах рукописей и редких книг библиотек, провести встречи с учёными, работающими над историей города и края, собрать ещё не опубликованные сведения о промышленных предприятиях, учреждениях науки и культуры, отобрать, подготовить и сфотографировать иллюстративный материал, используемый для издания буклетов и передач по телевидению; составить картотеку экскурсионных объектов; совершить объезд по городу для распределения объектов и времени по подтемам экскурсии.

На методическом совете обсуждаются предварительные итоги разработки, после чего уточняется маршрут экскурсии и подготавливается в ГАИ письмо о разрешении остановок автобусом на маршруте.

Текст экскурсии передаётся на рецензирование и утверждение в отдел пропаганды и агитации министерства спорта и туризма, министерство культуры и другие организации. В бюро организуются прослушивание, приём и реклама экскурсии. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке.

Структура городской обзорной экскурсии обычна: начинается она с краткого введения, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы.

Городская обзорная экскурсия — экскурсия высокой категории сложности и требует от экскурсовода разносторонних знаний, владения в совершенстве методическими приёмами её проведения.

При проведении обзорной экскурсии широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важно сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Установлению контакта с группой способствует использование приёма «общего знакомого», т.е., рассказывая экскурсантам о своём городе, экскурсовод приводит сведения, факты, имеющие непосредственное отношение к их городу.

Использование приёма «общего знакомого» повышает внимание группы, но для этого экскурсоводу необходимо иметь сведения о различных городах нашей страны и не только. Поэтому в методическом кабинете бюро рекомендуется сделать карточки со сведениями о тех городах, из которых постоянно прибывают плановые группы туристов.

Многоплановый характер обзорной экскурсии, включающей различные подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой. При помощи логических переходов экскурсовод в процессе рассказа должен связать памятники разных эпох и основные подтемы экскурсии в единое целое. Например, обзорной экскурсии по Минску на площади Независимости экскурсоводу после показа основных объектов — Дома правительства, Красного костёла — необходимо перейти к раскрытию подтемы о развитии высшего образования в стране и показу зданий Белгос университета, педагогического университета имени Максима Танка. Здесь экскурсовод может использовать следующий переход:

В трудные годы становления Советского государства В.И. Ленин мечтал о том, чтобы все трудящиеся тогда, отсталой России, овладевали знаниями, могли учиться. Среди декретов, подписанных В.И. Лениным в 1918 г., был декрет о правилах приёма в высшие учебные заведения, который открыл двери вузов для всех граждан. До революции 8 из 10 белорусов были неграмотными. В БССР было — 14 вузов, сегодня это число превышает в 10 раз. Целый городок науки расположен напротив Дома правительства. Перед вами здание главного корпуса Белгос университета носящего ранее имя В.И. Ленина, как площадь…

Методические приёмы показа и рассказа в обзорных экскурсиях разнообразны. Из приёмов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно даётся при осмотре основных объектов) и реже приём зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), приём сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами).

Практически все методические приёмы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приёмов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приёмы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.

Из других методических приёмов в экскурсию следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня и братских могил. Во время выходов для осмотра основных объектов успешно используется методический приём движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов. Следует обратить внимание на специфику показа объектов в обзорной экскурсии, заключающуюся в том, что в ней каждый объект раскрывается с учётом одной ведущей темы. Например, при показе историко-революционных памятников даётся исторический анализ памятника только с отдельными деталями искусствоведческого анализа. Показ этого же памятника в искусствоведческой экскурсии совершенно иной. (7; стр. 78)

Технология организации и проведения обзорной экскурсии

Лекция 10.1 Основные методы организации и проведения городской обзорной экскурсии

Города как исторические центры развития общества с многообразием их памятников, отражающих развитие промышленности, культуры, науки, архитектуры, предоставляют необычайно широкие возможности экскурсионного аза. Тематику городских экскурсий определяют характерные черты развития-города, его прошлое и настоящее.

Обзорная многоплановая экскурсия дает общее представление о городе, затрагивает несколько подтем и разрабатывается одна для каждого города. Обзорные экскурсии представляют наибольший интерес для экскурсантов, так как позволяют за короткое время (обычно три часа) получить общее и иное представление о городе, увидеть достопримечательные места, узнать этапы исторического развития, особенности архитектурного облика, познакомиться с его сегодняшней жизнью, исторически сложившейся индивидуально и своеобразием.

Читать еще:  Работаем без ккм

Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. — СПб.: Издательский дом «Герда», 2006.: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при их расширении, углублении, включении новых объектов показа могут стать самостоятельными тематическими экскурсиями. Выбор из множества подтем основных, обязательных — сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные центры, города-новостройки, города-порты, города-курорты, областные и районные центры, города-заповедники истории и архитектуры.

В отдельную группу выделяются города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих поэтов, писателей, ученых, выдающихся людей и общественных деятелей, полководцев, космонавтов. При создании обзорной экскурсии по городу отдаётся предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Кроме того, должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства.

Определение тематики — один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. Не менее важным вопросом является распределение времени для ознакомления с историческим и современным материалом. В городах, имеющих историческое прошлое, много памятников старины, и поэтому большая часть времени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически все время посвящено рассказу о современности.

В целом экскурсии, в которых отражается современность, подразделяются на три группы:

  • 1) экскурсии, полностью посвященные показу современности;
  • 2) экскурсии, в которые современный материал включен частично;
  • 3) экскурсии, посвященные историческим событиям, архитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох, в которых дается современная оценка прошлому.

Многоплановый характер городской обзорной экскурсии вызывает определенные трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом городе встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать:

  • 1) объекты, имеющие непосредственное отношение к теме экскурсии;
  • 2) наиболее типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т. е. главным критерием является степень их информационности;
  • 3) объекты, отличающиеся подлинностью.

Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от основного маршрута (переезд 30-40 мин).

Отбор объектов для показа тесно связан с разработкой маршрута. Маршрут экскурсии должен быть составлен так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного раскрытия всех намеченных подтем и стройного изложения их содержания. Принцип составления маршрута городской обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический.

Многоплановый характер объектов городской обзорной экскурсии предъявляет особые требования и к комплектованию «портфеля экскурсовода». В него необходимо включать материалы, связанные не с одной, а с несколькими подтемами.

В городской обзорной экскурсии рекомендуется посещение музеев, которое предусматривается на стадии ее разработки. При включении музеев в экскурсию определяется, какая подтема (подтемы) раскрывается в том или ином музее. Как правило, в музее освещаются те вопросы, которые в силу различных обстоятельств не могут быть достаточно полно освещены при показе городских экскурсионных объектов. Чаще всего в обзорную экскурсию включается посещение краеведческого музея. Учитывая то, что его экспозиции многоплановы, как правило, показываются археологический, этнографический и биографический материалы. Время, отведенное на осмотр краеведческого музея в городской обзорной экскурсии, значительно меньше времени проведения специальных экскурсий по музею и составляет не более 30-40 мин. Экспонаты, не относящиеся к теме городской экскурсии, полностью из показа исключаются.

Правомерно включение в городскую обзорную экскурсию посещение мемориальных, художественных, тематических музеев. Время, отводимое на их осмотр, не должно превышать 15-25 мин, так как они дают представление только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни города.

Желательно, чтобы город и музей в обзорной экскурсии показывал один и тот же экскурсовод, что помогает сохранить целостность экскурсии и логическую конструктивность. Экскурсоводы при подготовке экскурсии самостоятельно осваивают экспозиции, пишут текст экскурсии, который представляется сотрудникам музея для просмотра, заключения и оценки. Если оценка текста положительная, научные сотрудники музеев в присутствии методистов бюро принимают пробную экскурсию. В случае успешного ее проведения оформляется допуск экскурсовода бюро к проведению экскурсий по музею.

Подготовка городской обзорной экскурсии более сложная, чем тематической. В процессе работы над ее созданием творческая группа должна определить цели и основные подтемы экскурсии; совершить объезд города для предварительного выбора объектов и маршрута; составить список литературы; изучить литературные, архивные источники, фонды в краеведческом музее, материалы в отделах рукописей и редких книг библиотек; провести встречи с учеными, работающими над историей города и края; собрать в Росстате и других учреждениях еще не опубликованные сведения о промышленных предприятиях, учреждениях науки и культуры и т. д.; отобрать, подготовить иллюстративный материал, составить картотеку экскурсионных объектов; совершить объезд по городу для распределения объектов и времени по подтемам экскурсии.

Структура городской обзорной экскурсии обычна: начинается она с краткого введения, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы.

Городская обзорная экскурсия — экскурсия высокой категории сложности и требует от экскурсовода разносторонних знаний, владения в совершенстве методическими приемами ее проведения.

При проведении обзорной экскурсии широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важно сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Установлению контакта с группой способствует использование приема «общего знакомого», т. е., рассказывая экскурсантам о своем городе, экскурсовод приводит сведения, факты, имеющие непосредственное отношение к их городу.

Методические приёмы показа и рассказа в обзорной экскурсии должны быть разнообразны. Из приёмов показа чаще используются предварительный осмотр, экскурсионный анализ и реже приём зрительной реконструкции, приём сравнений. Из других методических приемов в экскурсию следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня Славы и братских могил. Во время выходов для осмотра основных объектов успешно используется методический прием движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов.

Вся обзорная экскурсия должна строиться на точном документальном материале, что обеспечивает научность и достоверность рассказ экскурсовода. Кроме того, важна последовательность и систематичность всего материала. Этого можно добиться, строго придерживаясь хронологической принципа построения экскурсии. Иногда объекты расположены так, что приходится нарушать хронологическую последовательность их показа, но изложение содержания экскурсии должно быть логически последователь:

Часто объекты обзорных экскурсий имеют архитектурное или искусствоведческое значение, т. е. являются многоплановыми. В таких случая экскурсоводу помимо исторического анализа приходится давать и искусствоведческий (архитектурный) анализ объектов. Он должен хорошо разбираться в исторически сложившихся архитектурных стилях и уметь показать; и особенности сооружения. Однако главное внимание все-таки следует уделять историческим событиям.

Основным методическим приемом проведения обзорных городских экскурсий является прием реконструкции, или воссоздания, событий посредством рассказа, а также реконструкции плохо сохранившегося памятника. Если на знаменательных исторических событий не сохранились памятники, а его место занято современной застройкой и отсутствует иллюстративный материал, то экскурсоводу приходится воссоздавать историческую обстановку и ход событий только при помощи рассказа. В рассказе для более точного представления о характеризуемой эпохе рекомендуется приводить цитаты из исторических документов, художественной литературы и др.

Поскольку воссоздание (реконструкция) событий привязывается к месту, где они происходили, правомерно говорить о широком применен приеме локализации.

Лучшему раскрытию темы способствует использование наглядных пособий. В исторических экскурсиях они обязательны. В «портфель экскурсовода» должны входить фотографии, фотокопии исторических памятников до их реставрации портреты известных исторических деятелей, репродукции картин, повествующих о важнейших событиях исторического прошлого, и др.

В каждой обзорной городской экскурсии обязательно должен присутствовать материал о современности. Экскурсовод обязан освещать исторические факты, события с позиций новейших достижений науки, делать экскурсию актуальной и современной.

Вопросы для самоконтроля:

  • 1. Охарактеризуйте понятие «обзорная экскурсия».
  • 2. В чем особенность выбора объекта показа для обзорной городской экскурсии?
  • 3. Каким образом составляется маршрут обзорной городской экскурсии?
  • 4. Каковы основные методы проведения экскурсии по городу?
  • 5. Назовите основные правила раскрытия темы в рамках обзорной городской экскурсии.

Как провести экскурсию, которая понравится всем

21 февраля отмечают День экскурсовода. Mos.ru и МОСГОРТУР поговорили с сотрудниками пяти московских музеев о том, как превратить в праздник любую экскурсию, найти подход к каждому участнику и получать удовольствие от работы.

Они знают, чем заинтересовать в музее дошкольников и как удержать их внимание, умеют разрешить научный спор шуткой и знают, что отвечать человеку, который сомневается в ценности произведения современного искусства и говорит, что «тоже так может». Личным опытом в свой профессиональный праздник делятся экскурсоводы Московского музея современного искусства , Музея Москвы , Государственного Дарвиновского музея , Московского мемориального музея космонавтики и Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева .

Как заинтересовать всезнайку и утихомирить школьников

Денис Романенко, экскурсовод, сотрудник Московского мемориального музея космонавтики

Опыт работы: два года

К сожалению, очень часто всезнайки, которые приходят к нам в музей, — это не физики и не космонавты, а поклонники разных телепередач. С ними я не спорю и ни в коем случае никого не переубеждаю. Но люблю пошутить.

Читать еще:  Ип работает без кассового аппарата закон

Например, есть мнение, что американские космонавты на самом деле не были на Луне, это часто можно услышать по телевизору. На экскурсиях я рассказываю о покорении Луны так: «Американцы побывали на Луне в 1969 году — так гласят официальные источники. Но лично мы, сотрудники музея, как и многие ученые…» — тут я делаю небольшую паузу, и те, кто считает, что американцев на Луне не было, начинают кивать головой. А я продолжаю: «…Считаем вместе с учеными, которые не работают на псевдонаучных телеканалах, что они там действительно побывали!»

Все начинают смеяться, атмосфера разряжается. Хотя недавно один молодой человек на меня все же обиделся. Ему не понравилось, что я шучу про его любимый канал.

Со школьниками работать проще. Часто до начала экскурсии узнаю имена нескольких человек, а потом называю их по имени, шучу, выстраиваю диалог. Этого достаточно, чтобы привлечь внимание всей аудитории — дети очень хотят, чтобы с ними тоже пообщались персонально.

Еще я иногда притворяюсь космонавтом. Моя фамилия Романенко, это фамилия космической династии. Если я вижу, что школьники не слушают и болтают, показываю фотографию Юрия Романенко, потом его сына Романа, а затем говорю: «А теперь посмотрите на мой бейджик». И вот тут все сразу удивляются: «Вы космонавт? Вы их папа?» И все — отношение ко мне и к экскурсии сразу меняется.

Как рассказывать о современном искусстве

Ксения Маас, экскурсовод Московского музея современного искусства

Опыт работы: 2,5 года

В нашем музее нет постоянной экспозиции. Исключение — Музей-мастерская Зураба Церетели, но и там экспозиция все время дополняется новыми работами. Каждые три-четыре месяца мы открываем новую выставку и готовим к ней экскурсионную программу.

В начале экскурсии мы часто спрашиваем: «Сколько лет современному искусству?» Многие думают, что раз современное, то очень молодое — лет 10–20. Потом удивляются, услышав настоящий возраст, ведь оно берет начало на рубеже 1960-х и 1970-х годов.

Для меня важно создать комфортную среду: чтобы экскурсия не стала мучением для ног и спины, я предлагаю садиться в залах прямо на пол (у нас теплый паркет!). А чтобы не нависать над экскурсантами, сажусь рядом с ними — так мы остаемся на одном уровне. Далеко не все готовы к полуторачасовой лекции, потому чаще всего даю в залах небольшие задания: найти какую-то картину или деталь, прочитать этикетку.

Все рассказанные истории, если это просто часть биографии художника или какие-то искусствоведческие замечания, просто повиснут в воздухе и никогда не запомнятся без связи с каким-то личным, житейским опытом. Если мы рассматриваем натюрморт, то я расскажу и про еду, про какой-то рецепт того времени, в которое была написана картина, или спрошу про любимые блюда.

Конечно, часто спрашивают про стоимость работ. Ответить бывает сложно: стоимость картины или арт-объекта из частного собрания — тайна коллекционера. Но если работа продавалась на открытом аукционе или ее стоимость имеет какое-то значение в контексте времени, то почему бы и не попугать большими числами?

Часто экскурсанты удивляются кажущейся простоте работы, спрашивают, в чем тут искусство, говорят: «Я тоже так могу». С этим вопросом гораздо проще. Безусловно, каждый может быть художником. Но за простотой стоят идея, концепция, композиция, выбор, опыт и многое другое. Когда я поворачиваю беседу в это русло, вопросов становится еще больше, но они уже куда интереснее. В конце концов, это наша цель — разговор о современном искусстве.

Еще один мой любимый вопрос начинается со слов «а почему…». Продолжить можно как угодно: «…лицо зеленое», «…стул кривой», «…дерево не очень похоже на дерево». На такой вопрос лучше всего ответить встречным. Это, конечно, не по этикету, зато человек начинает думать сам. Сначала отшучивается, но чаще всего разговор заканчивается чем-то интересным.

Иногда человеку тяжело озвучить свое мнение в группе, тем более, например, в группе подростков. Всегда можно подойти к экскурсоводу индивидуально после экскурсии или во время переходов из зала в зал.

Мы все идем в музей за разными впечатлениями. Кто-то хочет обстоятельного разговора, кто-то — эмоций, а кто-то вообще оказался здесь случайно. Но всегда есть возможность сделать так, чтобы посещение музея стало интересным опытом. Пусть понравится не все, но человек запомнит, что его услышали, что тут есть что обсудить, и, возможно, через пару дней, недель, месяцев он придет еще раз.

Как работать с экскурсантами самого младшего возраста

Ярослав Попов, экскурсовод, научный сотрудник Дарвиновского музея

Опыт работы: пять лет

В Дарвиновском музее регулярно проводят экскурсии для детей от трех до 12 лет. Для каждого возраста у нас свой подход. Самым маленьким, например, интересна экскурсия в формате сказки. Важно встать на одну ступень с детьми, понять, как они видят мир. Но и слишком уж упрощать не стоит: многие вещи малыши понимают не хуже взрослых.

С большой группой детей любого возраста экскурсовод превращается в воспитателя и учителя. Нередки ситуации, когда необходимо нейтрализовать заводилу: он нарушает порядок или отвлекает других. Нужно постараться привлечь внимание такого ребенка к экскурсии, обратиться, начать диалог. Замечания — это крайняя мера.

В музее очень много больших ярких экспонатов. Это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, внимание у детей уже активизировано, а с другой — оно постоянно скачет. Здесь экскурсовод может применить некоторые хитрости, чтобы привлечь детей к нужному экспонату. Например, сменить тембр речи. Не обязательно повышать голос — намного эффективнее будет тихий и немного таинственный тон, будто вы сейчас расскажете большой секрет.

Наибольшей популярностью пользуются заметные экспонаты: слоны, жирафы, динозавры (особенно подвижные). Про них дети спрашивают сами: кто это? где обитает? что ест? с кем дружит? Искусство экскурсовода состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к экспонатам, которые не так бросаются в глаза. Очень важен вопрос подачи: почему этот небольшой странный экспонат должен заинтересовать ребенка больше, чем слон?

У взрослых пользуются популярностью истории из жизни музея, например, о его основателе Александре Федоровиче Котсе. Расскажу одну из них. Однажды в первые годы работы Дарвиновского музея приехала группа взрослых. Среди них прошел слух, что экскурсию проведет лично основатель музея. Александр Федорович вышел к группе, поздоровался. В ответ один из посетителей вежливо поинтересовался: «А когда же уже придет мсье Дарвин?»

Как сделать экскурсию одинаково интересной для детей и родителей

Лидия Васильева, заслуженный работник культуры России, заведующая методическим сектором Биологического музея

Опыт работы: 25 лет

Праздники в Биологическом музее — это всегда свобода выбора. Программа строится так, что никто никуда не опаздывает, все успевают посмотреть и поучаствовать во всех занятиях и мастер-классах.

Мы помогаем детям и родителям вспомнить, как это здорово — удивляться чудесам природы. Вот, например, для всех лужа просто лужа. А для биолога — целый зоопарк, ведь в капле воды обитают тысячи живых существ. Узнав такие, казалось бы, мелочи, люди начинают по-другому смотреть на мир вокруг.

Серьезные вещи, например, про фотосинтез или про клетки, можно рассказывать и смешно, особенно малышам. Вызывать у детей ассоциации, шутить. Или разочаровывать! Многие ребята ведь уверены, что кормим мы желудок, а воду пьем, чтобы у нас была жидкая кровь.

Родители вместе с детьми у нас участвуют в квестах, интерактивных занятиях, мастер-классах. И знаете что? Все это отличные способы сближения. Во время праздников мама слышит, как отвечает ее ребенок, как много знает. А иногда мы задаем, казалось бы, простые вопросы, но ответ на них не знают ни ребенок, ни его родители. И тогда они начинают думать уже вместе — и вот тут-то становятся командой, быть может, даже дружнее и крепче, чем до этого.

Городские дети читают много книжек, но не знают, как на самом деле пахнет подснежник или как поют снегири. А мы умеем и любим рассказывать живые истории о природе. И обязательно что-то показываем. Да, мы в музее, у нас экспонаты, но рассматривать через стекло скучно. Даем детям трогать, сравнивать, удивляться. Вы, например, хоть раз видели, на чем растет манная крупа? Приходите, покажем!

Как правильно организовать уличную экскурсию

Лариса Скрыпник, экскурсовод, старший сотрудник Городского экскурсионного бюро Музея Москвы

Опыт работы: восемь лет

Экскурсия на улице сильно отличается от экскурсии в музее. В музее есть экспозиция, в которой уже продумана вся навигация и задан определенный вектор рассказа. К тому же в музее тихо и спокойно. Мегаполис живет своей активной жизнью: здесь ходят люди, ездит транспорт, проходят мероприятия. Вот почему городские экскурсии очень сложны в подготовке. Легкость рассказа и уверенность в своих знаниях скрывают часы подготовки. Правда, это всегда творческий и захватывающий процесс.

Читать еще:  Техники работы с эмоциями

Все начинается с выбора темы — о чем ты хочешь рассказать. Далее идет подбор материала. Бывает, что удается откопать интересную деталь или историю, которые уводят от темы. Так что нужно дисциплинировать себя и не отвлекаться от главного. Самый грустный момент, когда осознаешь, что все рассказать не получится. Но обычно труд не пропадает даром, и материалы, которые не вошли в экскурсию, становятся основой нового проекта.

Следующий шаг — разработка маршрута. Экскурсовод должен сам пройти по всем точкам, и не только для того, чтобы посмотреть, с какого места открывается лучший вид. Нужно решить целый ряд чисто организационных вопросов: где переходить улицу, где вставать, чтобы не мешать прохожим, как выстроить маршрут, чтобы он начинался и заканчивался у метро. Еще нужно следить, чтобы уложиться в 2,5 часа. Обидно, если экскурсия затягивается, и люди уходят, не дослушав. Самый лучший комплимент звучит так: «Я и не заметил, как прошло время».

Во время экскурсии главное — показать, а не рассказать, поэтому в маршруты я включаю не только объекты, которые относятся к теме, но и красивые здания, встречающиеся по пути. Про них обязательно спросят, так что лучше подготовиться.

На этапе подготовки также надо подумать о количестве людей, для которых будет проводиться экскурсия. Например, в узких переулках не поместятся 40 человек: им будет плохо слышно и видно, придется выходить на проезжую часть и подвергать себя опасности. Большие группы хорошо водить по бульварам, только нужно заранее позаботиться о звуке. Мы не пытаемся гнаться за количеством. Зачем привлекать много людей на тематические экскурсии, которые интересны только подготовленным людям? Случайным экскурсантам будет просто скучно, и они уйдут.

С опытом приходит умение управлять группой, делать так, чтобы всем было интересно. Главное — общаться со всеми вежливо и интеллигентно. Бывают, например, такие экскурсанты, которые предварительно читают непроверенную информацию в интернете и задают много вопросов. Если вопрос не требует долгих объяснений, я стараюсь ответить сразу. Если это невозможно, прошу подойти ко мне после экскурсии.

Часто во время экскурсии к нам присоединяются простые прохожие. Я отношусь к этому спокойно: ведь если люди остановились, значит, им интересно. Как правило, в конце экскурсии они подходят и спрашивают, как записаться на следующую прогулку. Так прохожие превращаются в постоянных экскурсантов.

С оригиналом текста можно познакомиться по ссылке.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

– на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения;

– на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему «Тюмень – ворота в Сибирь»: «Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов, т.е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А. С. Пушкина или цитатой-высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края». Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф (табл. 2.1). Размер разработки – 6–12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

Таблица 2.1 Образец методической разработки экскурсии

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги» или «Центральная площадь». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову».

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в Полтаве одна из подтем носит название «Полтава в Северной войне между Россией и Швецией». Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, – «Шведы на Украине» и «Полтавская битва». В подтеме «Новь старого города» раскрываются основные вопросы: «Жилищное строительство в городе», «Развитие культуры и искусства», «Строительство спортивного комплекса». Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей, с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии «Мемориальный комплекс “Хатынь по объекту ‘Линия обороны 100-й стрелковой дивизии’ ”» даются два методических указания: «При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР» и «Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия».

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины…», «При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов…» и т.д.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector