Betonzavod-oreol.ru

Деньги и бизнес
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куда отправить рассказ начинающему писателю

Где бесплатно опубликовать книгу начинающему писателю?

Написать книгу — огромный труд, и часто бывает, что начинающий автор пишет в стол, работая на некую «перспективу». Но в мире цифровых технологий и быстро сменяющихся тенденций эта самая «перспектива» может никогда не наступить.

Можно долго искать своего идеального издателя, а можно попробовать себя в самиздате. Да, многие профессионалы не доверяют самиздату и говорят, что это пустая трата времени, но вот в блогеров тоже не верили, как и в киберспорт. Хотя сейчас и первые, и вторые зарабатывают миллионы и становятся популярными. Если вы уделите пять минут поиску в интернете, то найдете немало популярных самоиздаваемых авторов.

Сервисы и сайты

  • litnet.com — крупный сайт, удобный как для читателей, так и для авторов. Можно создавать коллекции, подписываться и оставлять отзывы. Полный набор возможностей. Создатели ресурса пишут, что многие крупные издательства ищут авторов именно на их сайте.
  • selfpub.ru — сервис, помогающий автором распостранить книгу через ЛитРес.
  • bookscriptor.ru — сервис с большим количеством полезных функций для автора. Есть возможность издать как электронный, так и бумажный вариант книги.
  • ridero.ru — довольно простой и популярный сервис, где за пять минут можно создать электронную и бумажную книгу, а затем опубликовать её.
  • author.today — социальная сеть и сообщество для авторов.
  • proza.ru — один из крупнейших литературных порталов с оргромной аудиторией.
  • writercenter.ru — блого-социальная платформа для читателей и писателей.
  • zelluloza.ru — возможность продать ещё не дописанную книгу. Сайт работает с разными жанрами, включая мангу.
  • libst.ru — современный и удобный сайт, полностью заточенный под самиздат.
  • surgebook.com — молодой сервис для создания и публикации книг. На сайте довольно неплохо реализован конструктор, в который можно вставлять не только картинки, но и видео. Есть также редактор дизайна обложек.

Мы уверены, что перечислили не все платформы, но основные точно указали. Описывать плюсы и минусы каждого ресурса нет смысла: сайты постоянно дорабатываются и на момент прочтения статьи могут выглядеть совсем по-другому. К тому же для вас гораздо важнее аудитория, а вот собрать её можно только после публикации ваших произведений.

Лайфхак

Если вы хотите разместить книгу без гонорара и сторонних сервисов, предлагаем рассмотреть вариант распространения её через тематические группы и паблики «ВКонтакте» и разные торренты. Оттуда уже ваша книга попадет на другие сайты.

Для достижения максимального результата книгу хорошо было бы озвучить и тоже распространить. Студий, которые предоставляют данную услугу, довольно много, но тут уже речь идёт о денежных тратах. В среднем такая работа стоит около 10 тысяч рублей за 1 час аудиокниги. Стоимость будет варьироваться от студии, голоса актёра и других условий.

Не рекомендуем!

На многих сайтах и форумах гуляют «деятели», которые предлагают накрутить рейтинг, отзывы и комментарии на разных сайтах. Они утверждают, что это привлечёт внимание и интерес аудитории к вашему труду.

Всё верно, внимание это точно привлечёт, а ещё это испортит вам репутацию и может вызвать волну негативной реакции и «разоблачений». Мы понимаем, «чёрный пиар — тоже пиар», но настоятельно не рекомендуем так рисковать.

7 сообществ Vkontakte, где можно разместить свои произведения

Мы часто говорим о том, как важно рассказывать о себе новой аудитории. И поэтому решили запустить серию публикаций, где будем собирать сообщества, сайты и форумы, где современный писатель может обнародовать свои работы и получить обратную связь от коллег и читателей.

Достаточно большое сообщество, которое регулярно публикует статьи, лайфхаки и пользовательский контент. Здесь есть своя система тегов, например, вот здесь есть инструкция, как правильно отправить вопрос, чтобы его опубликовали на стене. В этом паблике можно собрать обратную связь от подписчиков, спросить совета у коллег по перу и получить много практической информации на писательскую тематику. Еще здесь регулярно проводят конкурсы, так что можно попробовать свои силы.

Примеры интересных материалов:

У сообщество такое хорошее собственное описание, что не хочется ничего менять:

«Живые поэты» или «ЖЫ» – литературный проект, способствующий развитию и популяризации современной поэзии. Был создан в 2014 году поэтом, писателем и журналистом Андреем Орловским. «ЖЫ» публикуют стихи участников проекта в социальных сетях, а их интервью и комментарии – в СМИ, выпускают книги, помогают с организацией и информационной поддержкой концертов. За время существования редакторы получили более 20 000 заявок и опубликовали бесчисленное количество стихотворений 250 авторов из 80 городов 15 стран».

В 2018 году за свой сборник, выпущенный издательством «Бомбора», проект получил премию «Ревизор года» в номинации «Инновационный книжный проект». Среди авторов Борис Гребенщников, Диана Арбенина, Хаски, Елена Фанайлова и другие.

Примеры интересных материалов:

А еще у редакции есть проект «ЖЫшкола», который будет этим летом работать в формате арт-резиденции (про которые мы писали статью).

Здесь публикуют стихи как признанных классиков, так и подписчиков. Статистика реакций под публикацией помогает понять, насколько аудитории группы понравилось творчество автора. Часто в комментариях можно встретить критику, часто конструктивную 🙂 Поэтому если вы хотите поработать над слогом, найти друзей среди коллег по перу, то это отличное место. Сообщество также издает собственный сборник, в который можно попасть на конкурсной основе.

Как выглядят публикации со стихами подписчиков:

Закрытая группа, где на стене сообщества можно опубликовать свои стихотворные работы. Прозу на стене публиковать запрещено. Правила размещения произведений можно почитать здесь.

Проект по совершенствованию литературного мастерства. Здесь публикуются записи семинаров, полезные советы и отрывки произведений участников. Полезно почитать памятку, как оформить текст, чтобы его опубликовали. По итогам прохождения курсов, сообщество активно поддерживает его участников и публикует новости об их успехах.

Очень полезная и живая группа с советами, юмором и новостями из литературного мира. Здесь можно попросить помощи, критики и просто задать насущный вопрос. Часто проходят тематические недели, которые очень символично начинаются со вторника, просто “чтобы не начинать с понедельника». Есть и интересные обсуждения, как, например, вот это об этичности продажи фанфиков за деньги (кстати, мы пытались разобраться в правовых аспектах фанфикшена в отдельной статье). В группе есть система тегов, поэтому обязательно ознакомьтесь с ней, прежде чем предложить свою запись.

Читать еще:  Партнерка для начинающих youtube

Здесь в основном делятся стихами. Сообщество также проводит свой международный конкурс, победитель которого сможет издать свою книгу в Лондоне. До 23 марта 2019 года можно отправить свою заявку. Как это сделать,читайте здесь. Есть несколько очень важных и строгих правил для участников, обязательно ознакомьтесь с ними.

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

Как издать свою рукопись: опыт авторов «Эксмо»

«Точно не стоит ждать, что мир непостижимым образом залезет в ваш письменный стол, прочитает рукопись и найдет ее гениальной»

Ежедневно на почтовые ящики издательства приходит до тысячи писем от начинающих авторов, мечтающих издаться в «Эксмо». Рукописям, соответствующим техническим требованиям (наличие синопсиса, необходимое количество авторских листов и т.д.), присваивают порядковые номера, после чего они отправляются к внештатным рецензентам. В случае высокой оценки будущая книга попадает на стол к редактору, который принимает окончательное решение о ее издании. Этот сложный процесс может длиться несколько месяцев, а то и год. Пока начинающий автор с волнением ожидает ответа, команда профессионалов проводит разбор его работы: оцениваются не только мастерство построения сюжета и язык повествования, но и его достоверность, оригинальность, компетентность рассказчика в раскрываемой им теме.

Как же сделать так, чтобы ваше произведение заметили, отметили, высоко оценили и издали? Мы решили задать этот вопрос начинающим писателям. Кто-то не раз отправлял свои труды в издательство на протяжении нескольких лет, пока на него не обратили внимание, а кто-то получил предложение о сотрудничестве случайно, приняв участие в литературном конкурсе. Историями успеха с нами поделились Альбина Нури, Влада Юрьева, Андрей Олех и Ирина Грин.

Альбина Нури

Для начала я хотела бы развеять два мифа. Первый гласит, что пробиться в «Эксмо» невозможно в принципе — все места на писательском Олимпе уже заняты. Второй говорит, что напечататься в крупнейшем издательстве страны можно, только имея нужные связи. Плохо, что вера в подобную чушь может заставить талантливых авторов опустить руки. Я точно знаю, что это неправда, и буду рада, если мой рассказ придаст кому-то сил и уверенности.

Я живу в Татарстане, и вышло так, что у себя на родине я стала издаваться раньше, чем в Москве. Долго работала журналистом и редактором, с 2012 года в республиканских литературных изданиях стали печататься мои художественные тексты, выходили и сборники прозы, но. как говорится, «широкая известность в узких кругах» никак не могла приблизить меня к изданию книг на российском уровне. А мне этого, разумеется, очень хотелось.

Никаких знакомых в столице не было, подсказать, к кому обратиться, никто не мог, так что поступила я, как и большинство авторов: разослала рукописи в различные издательства. Во все, кроме «Эксмо». Почему не рискнула отправить тексты туда, где больше всего хотела издаваться? Боялась, что если мне там откажут, то это станет слишком сильным ударом. Помимо издательств я отправила рукописи в литературное агентство, и мне повезло: моими текстами заинтересовалась литагент Ирина Горюнова. Она показала их редактору «Эксмо», и случилось чудо.

Через пару месяцев пришло сообщение, что рукописи предварительно одобрены издательством. В тот момент, когда я прочла эти волшебные строки, я сидела на совещании. Было ужасно скучно, я решила потихоньку проверить почту с телефона — и не сумела сдержаться. «Не может быть!», — мой вопль услышал весь огромный зал.

«Альбина Равилевна, вы с чем-то не согласны?» — спросил начальник. Не очень хорошо помню, что было потом. Меня распирало от счастья, и я настолько погрузилась в свои мечты, что когда отправилась забирать младшего сына из садика, села не в тот автобус и только минут через пятнадцать поняла, что еду совсем в другую сторону.

Получив радостное известие, я принялась ждать выхода книг. Но ничего не происходило, а спустя полгода мне сообщили, что издательство пока не готово взять мои рукописи. Мне показалось, что я провалилась в колодец, как девочка из «Звонка». Впрочем, имелось еще слово «пока», и это была какая-никакая, а зацепка. Я не знала точно, являлось ли это вежливой формой окончательного отказа или же в самом деле нужно просто подождать до лучших времен.

На тонкой ниточке — на одном-единственном «пока» — я висела около двух лет. Тяжело улыбаться и стараться сохранять спокойствие, когда тебя постоянно спрашивают: «Ну, и когда же выйдут твои книги?!» Но сейчас я уверена: хорошо, что оно у меня было, — то время ожидания.

За этот срок я укрепилась в мысли, что в профессиональном смысле хочу только одного: писать книги. Не для всех, даже не для ограниченной аудитории — для себя.

Я не могу сказать себе: всё, стоп! Раз меня не хотят издавать, то зачем писать? Точно знаю, что писать буду, пока жива — прошу прощения за пафос. Это мое удовольствие, моя радость, мой способ жить и ощущать себя нормально в этом мире.

К тому моменту, когда в марте прошлого года из издательства пришел договор на издание первых книг, я написала еще три романа, три детских пьесы и две — для взрослых, сценарий, больше десятка рассказов.

Получив договор, не стала повторять прошлых ошибок: никто до последнего момента не знал, что мои тексты будут изданы в Москве. Даже когда «Вычеркнутую из жизни» выложили в бесплатном доступе на портале «Литрес», чтобы посмотреть, будет ли к ней интерес, я никому об этом не сказала, кроме нескольких самых близких людей. Думаю, что сейчас я нахожусь только в начале пути — мне лишь хочется верить, что путь предстоит долгий.

Напоследок скажу еще, что мне ужасно нравится сотрудничать с «Эксмо». Я впервые побывала в издательстве в феврале, и это было здорово. Восемь этажей: кабинеты, редакции по выпуску произведений разных жанров и направлений, переговорные, коридоры — и всюду книги, рукописи, распечатки, фотографии известных писателей. Я познакомилась с людьми, которые там работают, — это увлеченные, творческие люди, и к авторам они относятся с большим уважением и вниманием. Так что если вы до сих пор раздумываете, стоит ли отправлять в «Эксмо» свой текст, я скажу — отправляйте, бояться нечего. Цель издательства совпадает с вашей: там хотят, чтобы ваш голос был услышан.

Читать еще:  Миллиардеры которые начинали с нуля

Влада Юрьева

Еще студенткой я отправила в «Эксмо» первую рукопись с уверенностью, что раз уж я отважилась отправить ее, то примут обязательно. Но чуда не случилось, и украшенный картинками и разноцветными шрифтами шедевр (почему-то казалось, что так рукопись выглядит профессиональнее) никого не впечатлил. Тогда я начала работу над ошибками. Следующее письмо прилетело в издательство спустя пару лет, и оно куда меньше напоминало текстовую версию цирка шапито.

Увы, отказ пришел и на вторую рукопись, и на третью. Можно было попрощаться с мечтой, а можно было понять, что мечта — это тоже работа.

Сюжет — работа. Стиль — работа. И даже вдохновение, которым любят прикрываться некоторые творческие личности, — это работа. Если не получилось с первого раза, нужно здраво оценить, сколько у тебя осталось упрямства, и двигаться дальше.

И вот тогда я пошла на риск и отправила в издательство целую серию книг. Их могли не опубликовать, я все прекрасно понимала. Но на этот раз мои книги попали к редактору, который их оценил и начал переписку со мной. Это было еще не решительное «да», но уже обнадеживающее «может быть». Месяцы до принятия решения были наполнены почти «книжными» страстями: от паники и отчаяния до искреннего восторга, которого я, пожалуй, не чувствовала с детства. В конце концов, я получила утвердительный ответ.

Могу с уверенностью сказать: даже у новичка без связей и без солидного литературного прошлого есть шанс издаться. Он есть у всех. Нужно просто написать интересную книгу, попасть в формат, встретиться со «своим» редактором и довериться издателю.

Андрей Олех

Меня заметили после финала премии «Дебют» в 2015 году. Роман «Безымянлаг» вошел в шорт-лист, и глава жюри, писатель Андрей Геласимов, порекомендовал его в «Эксмо». Издательство нашло его интересным, и почти перед Новым годом на электронную почту пришло письмо с предложением издать книгу. Я прочитал его ночью и, конечно же, обрадовался.

С момента отправки рукописи до выхода книги прошло девять месяцев. Пришлось пособирать документы для договора, но в этом нет ничего невыполнимого. За работу над текстом хочу выразить огромную благодарность моему редактору Валерии Ахметьевой, благодаря которой процесс издания был таким легким. Самое сложное — написать хорошее произведение, которое будет интересно не только автору. Все остальное — вопрос времени. Ну, и немного удачи.

Исходя из собственного опыта, могу порекомендовать начинающим авторам конкурсы, их множество, маленьких и больших. Участвуйте везде. Если вы талантливы — вас обязательно заметят.

Точно не стоит ждать, что мир непостижимым образом залезет в ваш письменный стол, прочитает рукопись и найдет ее гениальной. Не бойтесь делиться своим творчеством!

Ирина Грин

Первый роман я разослала по всем издательствам, которые только смогла найти в интернете. Ответа не было. Но я не сдавалась, продолжала писать. В результате, рукопись моего третьего романа оказалась у ведущего редактора группы женской остросюжетной литературы издательства «Эксмо» Антоновой Анны Евгеньевны. Это произошло 8 мая 2015 года, а уже 3 июня Анна Евгеньевна написала мне, что книга ей понравилась. В феврале 2017 года я получила договор на издание трех романов, и в августе этого года «Нарушенная заповедь» увидела свет.

Только взяв в руки эту замечательно оформленную книгу, я поверила, что моя мечта сбылась.

Все это время я не переставала писать. Когда я пишу, герои живут рядом со мной, предлагают те или иные варианты развития событий. Стоит остановиться — и герои уходят, а чтобы они вернулись, нужно очень постараться.

Сегодня я с уверенностью могу сказать: издаться — реально. Главное — верить в это и никогда не отступать, не предавать своей мечты.

Куда отправить рукопись: детские издательства и конкурсы

Куда отправить рукопись – вопрос, который встает перед каждым автором. Я подготовила список издательств, конкурсов и семинаров для детских писателей, а также комментарии издателей и редакторов.

Совет №1: Не торопитесь обращаться в издательство

Особенно если вы только начинаете литературную карьеру. В издательства приходит огромное количество рукописей и поэтому читают их крайне медленно. Например, в ЭКСМО официальный срок рассмотрения — от 6 месяцев.

Анна Бирюкова, редактор издательства «Махаон»: «По опыту могу сказать, что 99,9% самотека — это графомания. Рукописи, которые можно издать, приходят, как правило, по рекомендации писателей или знакомых редакторов». Источник

Вы можете прождать очень долго и не получить ответа. А поскольку ни одно издательство не рецензирует рукописи, вы так и не узнаете, по какой причине текст не подошел. Но есть и другие способы заполучить их внимание.

Совет №2: Развивайте мастерство на писательских курсах

В материале “Где учиться на детского писателя” я собрала самые полезные и интересные образовательные программы. Вы получите рекомендации профессиональных писателей, которые подскажут, как сделать текст лучше. А возможно, они даже порекомендуют текст в журнал или издательство.

Тамара Михеева, детский писатель, лауреат конкурсов им. Михалкова и «Заветная мечта»: «Благодаря писателю Наталье Евдокимовой я узнала, что существуют семинары для молодых писателей, пишущих для детей. Там я получила гораздо больше, чем в школе и в Литинституте».

Алла Насонова, директор издательства «Детгиз»: «В «Детгизе» в течение семи лет проходит фестиваль «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа», собирающий молодых литераторов со всей России и даже из-за рубежа: Эстонии, Финляндии, Украины. И глядя на нас, наших молодых авторов растаскивают другие небольшие частные издательства. И теперь молодые авторы, которых мы открыли во время наших фестивалей, очень бурно разбираются по стране, чему мы очень рады». Источник

Читать еще:  Шугаринг материалы для начинающих

Совет №3: Поучаствуйте в литературном конкурсе

Многих детских писателей заметили и опубликовали именно благодаря конкурсам, и я тоже принадлежу к их числу. Издатели поняли, что конкурсы — это своеобразное «сито». Зачем читать самотек, когда есть квалифицированное жюри? Кроме того, конкурс — неплохой механизм продвижения автора и книги. Поэтому некоторые издательства даже учредили свои конкурсы.

Борис Кузнецов, директор издательства «Росмэн», председатель жюри конкурса «Новая детская книга»: «Жюри нашего конкурса очень ответственно подходит к составлению шорт-листов. И, положа руку на сердце: да, эти работы можно издавать все. Мы многим даем путевку в жизнь. За эти пять лет многие наши авторы – участники конкурса – издавались и у нас, и в других издательствах». Источник

Виталий Зюсько, директор издательства «Компасгид»: «Конец 2014 года был для нас очень богатым на хорошие рукописи. За это мы во многом благодарны двум литературным конкурсам — «Книгуру» и премии Крапивина. Именно они помогают нам такие тексты находить». Источник

Ирина Балахонова, главный редактор издательства «Самокат»: «Чтобы найти российских авторов, мы следим за литературными премиями и конкурсами, хотя их в России немного: «Книгуру», «Крапивинка». Читаем тексты призеров, номинантов, и если автор нравится, связываемся с ним как можно скорее». Источник

Алина Дальская, редактор издательства «Настя и Никита»: «Мы устраиваем собственный литературный конкурс, главный приз победителю — гарантированная публикация произведения. И редко когда автор-победитель не становится нашим постоянным автором. Как правило, первая публикация — только начало. Кроме того, достаточно часто мы публикуем и других авторов, вошедших в шорт-лист. Примерно 30 произведений у нас через этот конкурс были опубликованы». Источник

Эдуард Веркин, автор более 30 книг для подростков: «Периодически я хожу на конкурс «Книгуру», сейчас туда ходят все наши подростковые авторы, ищут своих издателей. «Книгуру» ценен тем, что он разноплановый — есть там и сказки, и фантастика, и научпоп, и школьные повести, и социальная литература». Источник

Конкурсы

Требования к произведениям указаны на сайтах конкурсов.

1. Конкурс «Новая детская книга»
Конкурс проводится ежегодно издательством «Росмэн». Год от года номинации немного различаются. Всегда есть номинация для дошкольников и младших школьников (сказки, рассказы, стихи) и для старших подростков (фэнтези, мистика, хоррор, триллер). По итогам конкурса издательство публикует понравившиеся тексты. Сотрудничество с новыми авторами и иллюстраторами издательство осуществляет только через конкурс. Благодаря конкурсу вышли “Часодеи” Натальи Щербы, “Дарители” Екатерины Соболь, “Мутангелы” Аи Эн и другие серии для подростков.

2. Конкурс «Книгуру»
Конкурс проводится ежегодно при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Короткий список выбирает совет экспертов, а лауреатов — открытое подростковое жюри. Принимаются художественные, художественно-познавательные и научно-познавательные тексты. Вручаются три премии: за первое место – 500 000 рублей, за второе – 300 000, за третье – 200 000.

3. Премия им. В.П. Крапивина
Конкурс проводится ежегодно. Рукописи отбирает литературный совет, состоящий из писателей, критиков, библиотекарей. Председатель жюри — сам Владислав Петрович Крапивин. Принимаются произведения для детей и подростков, как уже изданные в виде книг, опубликованные в прессе, так и не изданные, в прозе, объемом не менее 1,5 авторских листов, в том числе сборники сказок и рассказов. Призовой фонд – 200 000 рублей.

4. Конкурс им. С. В. Михалкова
Конкурс учрежден Российским Фондом Культуры и Советом по детской книге России, проводится раз в два года. Принимаются ранее не публиковавшиеся произведения для детей 12-17 лет в стихах или прозе объемом от 4 до 10 авторских листов. Тексты финалистов публикуются в издательстве «Детская литература» (с выплатой гонорара). Вручаются три премии: за первое место — 1 000 000 рублей, за второе — 800 000, за третье — 500 000.

5. Конкурс «Короткое детское произведение»
Конкурс проводится 2 раза в год издательством «Настя и Никита». Принимаются художественные и познавательные тексты для детей от 6 до 12 лет объемом 15000-25000 знаков с пробелами. По итогам конкурса издательство публикует понравившиеся тексты.

6. «Рукопись года»
Премия издательства «Астрель». В том числе принимаются произведения для детей и подростков. Издательство публикует книги победителей.

Совет №4: Изучите требования издательства

Не всегда сотрудники издательства успевают и книги к печати готовить, и в мероприятиях участвовать, и конкурсы отслеживать. Позвоните в редакцию и предложите рукопись (если она входила в короткий или длинный список какого-то конкурса, обязательно упомяните об этом!). Не забудьте предварительно зайти на сайт издательства и узнать, какие книги они публикуют и какие требования предъявляют к рукописям.

Наталья Родионова, редактор издательства «Махаон»: «Идея будущей книги должна быть оригинальной, сюжет — интересным, действие — динамично развивающимся, герои книги должны быть четко прописаны. Язык должен быть живым, образным; нудное, нравоучительное повествование отобьет охоту читать уже на первых страницах. В общем, книга должна побуждать детей думать, размышлять». Источник

Ольга Муравьева, директор департамента детской литературы издательства «АСТ»: «Я не изобретаю велосипед, а руководствуюсь указаниями классиков. В поэзии работают все тринадцать «последних заповедей», которые сформулировал Чуковский в своей книге «От двух до пяти». Например, если вы написали страницу (это 30 строк) и поняли, что их все можно проиллюстрировать одной картинкой, то эту страницу следует порвать и выкинуть на помойку. В каждых двух строках должен быть образ, картинка, которую ребёнок себе представляет.
Насчёт прозы хорошо высказался Юрий Иосифович Коваль: нужен мощный зачин. Чтобы вы сказали: «О! Такого я ещё не читал» и мигом проглотили первые две страницы». Источник

Виталий Зюсько, директор издательства «Компасгид»: «Нам нравится, когда у автора есть собственная позиция по тому или иному вопросу, когда он говорит о важных для него проблемах». Источник

Детские издательства

Требования для авторов, художников и переводчиков указаны на сайтах издательств по ссылкам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×